Статьи

Сегодня глубина Торы, отраженная в словах мудрецов, приходит к нам и с помощью интернета. И мы используем эту возможность при участии наших авторов, чтобы приблизить к ее вечным ценностям всех желающих познать Истину.

22
Дек

О Володе Высоцком я правду скажу…

Йосеф Скляр

Прочитал статью о Владимире Высоцком. Заинтересовался. Слегка углубился в информацию. Потом объединил  несколько статей. Насколько хорошо получилось — судить вам!

Предки легендарного барда и актера были евреями, и Высоцкий этого не скрывал.
 «Словно мухи тут и там ходят слухи по домам», — насмешливо пел Высоцкий. Он сам был объектом пристального интереса, а после смерти «сенсации» из его биографии посыпались одна за другой.

Так, многие опешили, узнав, что часть предков русоволосого и светлоглазого поэта и актера были евреями. Появились и рассуждения о том, что родословная значительно повлияла на творчество Владимира Семеновича. Так ли это?

Вольф – Вэлвл — Владимир

Владимир Высоцкий. Фото: ru.wikipedia.org
Владимир Высоцкий

Прадед артиста по отцу, Шломо, жил в Белоруссии, в Брест-Литовске, и был человеком весьма интересным и разносторонним. Он одновременно являлся преподавателем русского языка и классным стеклодувом. Шломо женился на Хасе Бульковштейн (позже Высоцкой).

В 1914 году супруги уехали в Киев вместе с четырьмя детьми, одним из которых был дед артиста, Вольф (иногда его называли Вэлвл). Дедушка Владимира Семеновича получил хорошее образование. Он был химиком, специалистом в парфюмерии, при этом имел глубокие знания в экономике и юриспруденции. Бабушка Двора работала фельдшером-акушеркой. После революции супруги изменили свои еврейские имена на более звучные — Владимир и Дарья.

И выяснилось, что дедушка — тоже Владимир Семенович Высоцкий — был на самом деле Вольфом Шломовичем Высоцким, имел три высших образования, владел тремя языками, сделал детям брит-милу, а бабка, Дарья Алексеевна, была на самом деле Деборой Евсеевной Бронштейн. Говорили в семье на идиш. Род Высоцких происходит из местечка Селец, что под Брестом. Прадеды — Шломо Высоцкий, Лейба Бульковштейн и Мордко Бронштейн — а также двоюродный дед Лион были людьми набожными, ходили, разумеется, в синагогу, вставая для этого в шесть утра.

 

В советские времена отец Высоцкого, чистокровный обрезанный еврей, от еврейства дистанцировался, да и сам поэт свою кровь не особенно ощущал, врать не буду. Написал только однажды в шутку: «Жили-были евреи Высоцкие… Неизвестные в высших кругах».

Надо сказать, что еврейский вопрос существовал в России веками, с ним связано множество самых разных указов, которые принимались на уровне царей и императоров. Рикошетом все это летело в умы непросвещенных граждан. В царской России не редкостью были погромы еврейских лавок и домов, сопровождавшиеся убийствами и насилием.

В советское время еврейский вопрос вроде бы исчез, но только с виду. С возникновением государства Израиль (1948 г.) многие евреи захотели эмигрировать на «историческую родину». И если при сталинском режиме это было невозможно, то позже, хоть и с трудом, советское правительство пошло на некоторые уступки в этом отношении.

Опять же негласно, но все равно считалось, что если еврей получит бесплатно хорошее образование, затем работу, а потом эмигрирует, то это нанесет непоправимый вред нашей стране. И многие евреи в СССР, даже и не планировавшие никуда выезжать, всеми способами стремились, чтобы в их паспортах (а тогда была графа «национальность») стояло «русский».

Вообще ситуация в СССР была очень интересная: с одной стороны, заключалась масса смешанных браков, между представителями самых разных национальностей, и в то же время бытовой национализм существовал всегда – в том числе и бытовой антисемитизм. Тем более, образ жизни еврейских семей отличался тем, что детям стремились дать хорошее образование, их учили музыке и иностранным языкам. Еврей-алкоголик было понятием анекдотическим.

Еврейское происхождение не помешало сыновьям Вольфа Высоцкого получить военную специальность. И Семен, и Алексей прошли войну, доблестно сражались. У отца Высоцкого – более 20 военных наград, почетное гражданство городов Праги и Кладно.

Дядя актера и поэта Алексей, пройдя войну, окончил журфак, стал писателем. Именно от него будущий бард слышал захватывающие рассказы о настоящей войне, которая «прошла» через все творчество Высоцкого, о войне он написал шедевры, которые звучат повсюду до сих пор: «На братских могилах…», «Он не вернулся из боя» и другие.

Москва, Большой Каретный переулок, 15. Задняя часть дома, в котором Владимир Высоцкий жил в 1949—1955 г. Видны табличка и барельеф. Фото: ru.wikipedia.org
Москва, Большой Каретный переулок, 15. Задняя часть дома, в котором Владимир Высоцкий жил в 1949—1955 г. Видны табличка и барельеф.

Мама Нина и мама Женя

Мать поэта – Нина Максимовна, урожденная Серегина. Ее отец подростком приехал в Москву из Тульской области и работал носильщиком, а затем швейцаром. Бабушка Высоцкого, Евдокия Синотова, родом из подмосковных Утиц. Она также девчонкой попала в столицу, где рано вышла замуж и воспитала пятерых детей.

Нина познакомилась с Семеном в период учебы в техникуме, и, когда ее супруга-военного распределили в Новосибирск, уехала с ним. Но их сын родился в Москве 25 января 1938 года.

 По еврейской традици, где национальность определяется по материВладимир Высоцкий считался бы однозначно русским.

В 1947 году родители Высоцкого развелись, отец женился на Евгении Мартиросовой, армянке. Вместе с новой женой Высоцкий-старший убыл по месту службы в Германию, куда приезжал Володя. Мальчик очень тепло относился к «маме Жене».

Памятник Высоцкому в Воронеже. Фото: pixabay.com

 

Памятник Высоцкому в Воронеже.

Простой советский парень

Как мы видим, у поэта с малолетства не было никаких особых национальных пристрастий, он рос как все советские дети, в окружении людей самых разных национальностей. Об этом – в его «Балладе о детстве»:

«И било солнце в три ручья, сквозь дыры крыш просеяно

На Евдоким Кириллыча и Гисю Моисеевну.

Она ему: Как сыновья? — Да без вести пропавшие!

Эх, Гиська, мы одна семья, вы тоже пострадавшие».

Став взрослым, Высоцкий однозначно говорил о себе: «по паспорту и в душе я русский». Это не значит, что он от чего-то отрекался. Как раз феномен Высоцкого, может быть, заключался в том, что он воспринимал всё вокруг, гениально умел влезть в нутро любого человека, моментально проникнуть в тонкости любой профессии, любого менталитета.

Известно, что десятки людей утверждали: они с Высоцким воевали, сидели в сталинских лагерях (и первого, и второго Высоцкий в силу возраста сделать просто не мог), «мотали срок» по «уголовке», лазили в горы, мыли золото…

Все думают, что я — негр

Поэтому и еврейская тема в творчестве Высоцкого была и звучала в самых разных тональностях. Он едко высмеивал бытовой антисемитизм, откликался на процесс над писателями Синявским и Даниэлем, затрагивал конфликт на Ближнем Востоке.

Касаясь еврейской темы, Высоцкий мог надеть маску недалекого обывателя, а мог уже совершенно от своего имени гневно петь и о планах Гитлера уничтожить евреев, и о том, что многим талантливым людям «пятая графа» испортила жизнь.

Высоцкий широко известен как бард, актер и поэт, но он пробовал свои силы и в прозе. Вот, например, два отрывка из памфлета «Дельфины и психи»:

«…Говорят, в Большом театре был случай.  Две статистки или  кассирши, этого никто не помнит, влюбились в дирижера Фаера или Файдильмера (это не важно, важно, что он — еврей  и  не  стоит  этого)».Или «…а у меня все оттуда, с Запада — все польские евреи. Но этого никто не знает. Все думают, что я негр».

Специалисты, изучающие творчество Высоцкого, находят схожесть композиций некоторых его стихов («День без единой смерти») с композициями еврейских молитв «Шма, Исраэль». То есть имеется влияние архитектоники молитв на сами творческие приемы, используемые автором. Так, в приеме перечислений у Высоцкого — вместо привычных однородных членов, характерных для русского языка — он применяет «принцип уточнения каждого положения целой системой пояснений» (как в ивритских текстах).

Неизвестно, насколько был знаком Высоцкий с религиозными текстами. С одной стороны, его бабушка и дедушка получили соответствующее еврейское воспитание. Далее традиций они не соблюдали, однако в ортодоксальных еврейских семьях тексты основных молитв знают все.

Наверное, специалисты могут привести еще немало примеров влияния происхождения на все творчество Владимира Семеновича. Но для большинства советских и постсоветских людей, владеющих русским языком, он остается «нашим». Высоцкий навсегда вошел в культуру сложной, многоукладной и многонациональной России.

У Владимира Высоцкого было три жены. Вторая супруга Людмила Абрамова родила от артиста двоих сыновей — Аркадия и Никиту. Наследники Владимира Семеновича — многодетные отцы. У Никиты — четверо детей, а у Аркадия — пятеро детей.

Однако Высоцким их еврейство аукнулось.  Аркадий, женился на еврейке, нажил детей, хотя потом и развелся. Дети эти вместе с мамой уехали в Соединенные Штаты и там стали религиозными евреями. Недавно одна из дочерей Аркадия, Наташа (Наама) Высоцкая (внучка) вышла замуж за хабадника Шломо Теплицкого — под хупой, все как положено. Видать, Шломо Высоцкий, праведник был, не зря так много молился. Споткнулась еврейская кровь об СССР, как о камешек, и потекла дальше.

А ведь девушка получила высшее образование в США, и перед ней была открыта дорога в блестящее и перспективное будущее, но она выбрала иной путь. В университете Наташа познакомилась с парнем по имени Шломо Теплицки из Одессы. Его семья придерживалась ортодоксального иудаизма. Они, как и мы — баалей тшува — (тшуваки)!

В 2010 году она вышла за него замуж. Аркадий Высоцкий вел жениха под хупу.
Наталья родила семерых детей. Самый младший ребенок появился на свет совсем недавно. Ему сейчас несколько месяцев. Многодетная семья живет в Питтсбурге.
Поскольку семья религиозная, вероятно, супруги будут следовать постулату — сколько Бог дал детей, столько и родят. Наталье возраст позволяет стать мамой. Ее муж также молод и полон сил. Кстати, Наташа довольно сильно похожа на свою бабушку Людмилу Абрамову.
На фото: дружная семья Теплицих и Наама — невеста.
                                                                                                                                                                                                                                                 Авторы: Михаэль Гительман, Юлия Меламед, Петр Градов.

Оставить Комментарий