Учим недельную главу. Ваера 5782
«Вопль Сдома и Аморы велик» (18:20). Жители Сдома были стерты с лица земли и, насколько известно, произошло это внезапно, без предупреждения. Поколение потопа получало предупреждения в течение 120 лет — Ноах неустанно увещевал их. А Сдом был разрушен мгновенно дождем из огня и серы.
Здесь возникает вопрос. Возможно, жители Сдома не заслужили предупреждения, потому что их поступки противоречили базовой общечеловеческой морали. Их совесть должна была возмущаться и упрекать их. Но почему суд над ними был таким беспощадным, и почему их настигло абсолютное уничтожение? Этот вопрос опирается на слова Мидраша на тему Каина, убившего своего брата. Это было злонамеренным убийством, но в наказание он был отправлен в изгнание, как это делают с убившим по ошибке. Почему? Мидраш объясняет: «Приговор Каина — не такой, как приговор для остальных убийц. Каин убил, но ему не было у кого учиться». С того момента «каждый, кто убьет Каина, будет убит».
Жители Сдома приберегали свое богатство для себя: «Нищего и бедного не поддерживали» (Ихезкель 16:49). «Объявляем, что вход для попрошаек запрещен», — провозгласили они. «Мы не благотворительное общество. Нас интересуют доходы и прибыль». Это порочно и жестоко, но почему не судить их как заблуждающихся? Ведь до них никто не впадал в такую жестокость, а значит, им не было у кого учиться.
Можно было бы сказать, что им надлежало учиться у старшего соседа — нашего праотца Авраама, который был столпом милосердия. Но подумайте сами! Разве можно требовать от кого-то такой щедрости? Зарезать теленка для каждого гостя, чтобы преподнести ему язык с горчицей на блюдечке. Бежать навстречу гостям и кланяться им, умолять их, чтобы они соблаговолили отдохнуть в тени. Поступки Авраама были удивительными со всех точек зрения. Даже наши святые учителя Талмуда удивлялись: «Нам ли у Авраама учиться?» — разве можно требовать от нас, чтобы мы поступали так же? (см. Йома 28 б) И уж тем более, что тут говорить о жителях Сдома!
Ответ на поставленный вопрос мы дадим в форме рассказа.
Группа хасидов собралась, чтобы с утра пораньше выехать в Цанз, к праведнику рабби Хаиму Гильберштаму (автору книги «Диврей Хаим»). Решили помолиться с восходом солнца и прибыть в Цанз после того, как их учитель закончит свою молитву, чтобы получить его благословение и вернуться обратно. Один пожилой еврей услышал об этом и попросил их взять его с собой. Когда приехали в Цанз, молитва была в самом разгаре. Они встали у входа и дожидались, пока она закончится. Тот старик посмотрел и увидел молящихся людей, а у восточной стены — еврея, закутанного в талит, танцующего, хлопающего в ладоши и поющего громким голосом. Это было удивительное зрелище, и старику захотелось разглядеть его получше. Он подбирался все ближе и ближе, пока не оказался напротив этого воодушевленного еврея, и уставился на него. Внезапно праведник перестал петь и танцевать, схватил старика, отвел его ко входу в зал синагоги и вытолкнул наружу…
Праведник вернулся на свое место и завершил вдохновенную молитву, а тот старик не знал, что и думать. Остальные приехавшие выстроились в ряд, и рабби Хаим благословил каждого из них. Когда же он подошел к этому старику, то взял его за руку, отвел его во двор и вытолкнул наружу.
Праведник вернулся домой, а обиженный старик плакал снаружи. У габая в синагоге сердце наполнилось жалостью, и он сказал ему: «Постараюсь заступиться за тебя перед ребе».
Габай вошел в дом и произнес: «Тот пожилой человек все еще стоит снаружи».
«Пусть уезжает в свою деревню, — воскликнул праведник, — я не хочу его видеть!»
«Он горько плачет», — постарался возразить габай.
«Так ему и надо», — заявил праведник.
«Он хочет знать, в чем он виноват».
«Неужели? — удивился ребе, — Когда видят, как еврей служит Творцу, разве его разглядывают, словно редкого зверя в зоопарке? Как можно оставаться сухим и безразличным, тешить свою любопытство? Если человек не впечатляется от того, как его ближний служит Б-гу, этим он доказывает, что еврейская искра уже погасла внутри него. Поэтому я не хочу его знать!»
«Но если он плачет, разве не значит это, что нечто в его душе пробудилось?» — спросил габай.
«Что ж, тогда приведи его, и пусть получит благословение», — согласился праведник.
Здесь и кроется ответ на наш вопрос. Если у тебя есть такой сосед, как Авраам, а сам ты продолжаешь жить по законам Сдома, значит, искра человечности уже погасла в тебе, и больше у тебя нет надежды… Никто не требует от тебя быть таким, как он. Но что-то в тебе должно пробудиться (Майян а-Шавуа).