Статьи

Сегодня глубина Торы, отраженная в словах мудрецов, приходит к нам и с помощью интернета. И мы используем эту возможность при участии наших авторов, чтобы приблизить к ее вечным ценностям всех желающих познать Истину.

09
Ноя

Рав Ицхак Зильбер «Беседы о Торе». Обзор недельных глав: Ваеце 5782

Память моя хранит уроки рава Ицхака Зильбера (זצל), которые я слышал из его уст более четверти века тому назад. Для «подстраховки», как дорогую реликвию, храню тетрадки с пожелтевшими листами конспектов его уроков, лекций, бесед. Тогда и сегодня слова, мысли, комментарии, живые примеры Рава укрепляли, одухотворяли, радовали, обогащали знаниями. Свою книгу  «Беседы о Торе» он составил на материале этих уроков. Она актуальна и, бесспорно, будет полезна многим последующим поколениям баалей тшува. Именно поэтому мы предлагаем учить ее в этом 5782 году вместе с нами! Успех и благословение всем, кто к нам присоединится!

Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами.

На пути к Лавану Яакову приходится заночевать. Он ложится спать в одном особом месте. И снится Яакову сон: «…вот лестница поставлена на землю, а вершина ее достигает небес; и вот ангелы Б-жьи восходят и нисходят по ней. И вот Б-г стоит над ним, и сказал Он: “Я Г-сподь, Б-г твоего отца Авраhама и Б-г Ицхака. Землю, на которой ты лежишь, тебе отдам ее и твоему потомству. И будет твое потомство, как прах земной, и распространишься ты на запад и на восток, на север и на юг, и будут благословляться тобой все племена земли, и твоим потомством. И вот Я с тобой, и буду хранить тебя везде, куда ты ни пойдешь, и возвращу тебя на эту землю. Ибо Я тебя не оставлю, пока не сделаю того, что Я говорил о тебе” (28:12—15).»

Яаков дал имя тому месту «Бет-Эль» — «Дом Б-жий»(28:19).

Зачем Тора так подробно рассказывает об этом дорожном ночлеге? Потому что из текста видно, что это было пророчество во сне. Яаков сказал: «Как страшно это место!» (28:17). Мидраш объясняет, что во сне ему показали историю еврейского народа. Яаков видит: ангел, олицетворяющий Вавилон, поднимается на 70 ступеней и спускается. И это значит, что потомству Яакова предстоит вавилонское изгнание продолжительностью в 70 лет. Затем поднимается ангел, олицетворяющий Персию. Он поднимается на 52 ступени и спускается. И Яаков понимает, что столько лет его потомство будет находиться под игом Персии. На 180 ступеней поднялся ангел, олицетворяющий Грецию, и затем спустился. Так Яаков узнал, сколько лет будет господствовать над его потомками Греция. Но вот начал подниматься ангел, олицетворяющий Эдом, — на 100 ступеней, на 200, на 300, все выше — конца не видно: страшное указание на галут Эдома — римское изгнание, которое тянется до сих пор (как известно из книги Иосифа Флавия, Цфо, сын Элифаза, внук Эсава-Эдома, поселился на земле, где потом возник Рим, и многие из его потомков управляли страной).

Яаков был глубоко потрясен — да можно ли выдержать такое долгое изгнание? Вот почему сразу после слов о сне и лестнице Тора сообщает, что Б-г подтвердил: то, что Я обещал Авраhаму и Ицхаку, будет выполнено. Сказав Яакову : «И вот Я с тобой, и буду хранить тебя везде, куда ты ни пойдешь, и возвращу тебя на эту землю». Б-г имел в виду не только Яакова, но и все его потомство, всех нас.

Рассказывается, что после этого сна «поднял Яаков ноги» (т.е. воспрянул духом, и легко ему стало идти — 29:1) и пошел в страну сынов Востока (арамейцев). Дошел до Харана и видит: колодец в поле, а вокруг — три стада овец, и колодец накрыт большим камнем. Поинтересовался Яаков, почему не дают напиться овцам, чего ждут. Ему ответили, что собравшимся не под силу сдвинуть камень. Вот сойдутся все стада, тогда пастухи скатят камень, и напоят овец, и опять закроют колодец камнем. К этому времени подошла Рахель, дочь Лавана, которая пасла овец своего отца. И Яаков приблизился к колодцу и в одиночку откатил камень, сдвинуть который могли лишь все пастухи вместе.

Зачем приведен в Торе этот эпизод? Яаков шел в Харан с грустными мыслями. Когда сватали его отца, то в подарок невесте и ее семье были посланы десять верблюдов со всяким добром, женскими украшениями. Яаков же шел жениться с пустыми руками. То, что дала ему в дорогу мать, отнял у него сын Эсава Элифаз — спасибо, что не убил. А идет он в дом, где любят деньги. И Яаков спрашивает себя: откуда придет мне помощь? И отвечает: помощь мне придет от Б-га, сотворившего небеса и землю. Не знаю как, но она придет. И тут же получил Яаков знак свыше: сидят три здоровых отдохнувших пастуха, и нет у них сил откатить камень. Яаков — усталый, с дороги, подошел и сразу же с легкостью открыл колодец. Когда Б-г захочет, у нас появляются силы, о которых мы знать не знали и мечтать не могли. (Это мне сказал благословенной памяти раби Шломо Боков из Саратова, человек, ездивший всю жизнь по Союзу делать обрезания. Он и умер в дороге — ехал в Куйбышев, чтобы сделать обрезание еще одному еврейскому мальчику.)

Пришел Лаван, обнял Яакова, поцеловал его, а сам думает: не может быть, чтобы он пришел совсем порожним! Но как ни обнимал Лаван гостя, ничего не нащупал.

Месяц жил Яаков у Лавана, ел его хлеб и пас за это его овец. И вдруг однажды Лаван заявил: «Что ж, раз ты мой брат, так и будешь работать на меня даром? Скажи мне, сколько тебе платить?» (29:15). Яаков попросил у Лавана в жены его дочь Рахель, с тем, чтобы отработать за это семь лет.

Странно — о Лаване известно, что он человек алчный, несправедливый и не выполняющий обещаний. И вдруг такой благородный порыв! С чего бы это?

Мы в Союзе получали небольшие зарплаты. И многие устраивались на мелкие должности и «подрабатывали» незаконно, т.е. попросту воровали. Этого и опасался Лаван. Неужто, думал он, мой брат (человек из нашей-то родни!) станет работать даром? Это он только говорит так, а сам наворует на три зарплаты без зазрения совести — заслужил, мол. Поэтому — «Скажи мне, сколько тебе платить?» (тогда я буду уверен, что ты не станешь красть).

Дальше в главе рассказывается о том, как Яаков отработал семь лет, и как Лаван обманул его, дав ему в жены вместо Рахели Лею, и как пришлось Яакову отработать за Рахель еще семь лет, и работал он так же честно, как в первые семь. И в эти семь лет родились у Яакова все его сыновья, кроме Биньямина, и дочь Дина.

И увидел Яаков, что озлобился на него Лаван и сыновья Лавана. И сказал Б-г Яакову: «Возвратись на землю твоих отцов и на родину твою, и Я буду с тобой» (31:3). Яаков взял своих жен, детей, все свое заработанное у Лавана имущество и тайком ушел.


Оставить Комментарий