Союз утверждается устами. Часть 16
«По слову праведника» или «Пышная встреча»
(Яаков Шехтер «Голос в тишине»)
В местечке Влощево начался мор. После того как похоронное братство свезло на кладбище третьего покойника, несколько уважаемых жителей местечка запрягли пару резвых лошадей и понеслись в Радомск, к ребе Шлойме, автору книги «Тиферес Шломо».
— Ребе, вы ведь родились в нашем городе! — умоляли посланники. — Приезжайте, остановите эпидемию.
Праведник отложил все дела и помчался во Влощево. Когда его коляска приблизилась к местечку, навстречу вышло все еврейское население. Мужчины и женщины, старики и дети в субботних одеждах с факелами в руках выстроились вдоль центральной улицы. Шутка ли, цадик приехал спасти родные места!
Когда коляска вкатила в городок и ребе Шлойме увидел, какую торжественную встречу ему приготовили, он повернулся к секретарю и воскликнул:
— Насколько же велика была сила предвидения (слова -Й. С.) у Еврея из Пшисхи!
Заметив его удивленный взгляд, ребе пояснил:
— Много лет назад Еврей посетил Влощево. Я не помню, почему и для чего, мне тогда было года четыре. Его встречали очень торжественно, жители местечка вышли на улицы, играл оркестр, от праздничных платьев женщин рябило в глазах. Мой отец, реб Гершеле, тогда руководил влощевской общиной и вышел встречать почетного гостя далеко за околицу. Меня, младшего сына, он взял с собой. Еврей обнял отца — они были давно знакомы — и пригласил в коляску. Я сидел на коленях отца, во все глаза таращась на праздничное Влощево. Вдруг Еврей наклонился, похлопал меня по щеке и сказал:
— Ну, ну… когда-нибудь тебя будут встречать еще пышнее.
Так и вышло: ведь, насколько я помню, тогда факелы не зажигали. (Союз утверждается устами — Й. С.)
На следующий день ребе Шлойме собрал всех евреев, и процессия три раза обошла вокруг кладбища. Остановившись на пригорке перед воротами, он произнес:
— Сказано про Аарона: «Встал между мертвыми и живыми, и мор прекратился». Какой толк Всевышнему, благословенно Его имя, от умерших? Даже души праведников уже не в состоянии ничего изменить, они всего лишь пребывают в Вышних покоях, наслаждаясь сиянием Шхины. А живые евреи тут, на земле, возвеличивают и прославляют Всевышнего, освящают Его имя не только молитвой, но едой и питьем. Наша здравица так и звучит: «Лехаим«! За жизнь! Давайте же все вместе выпьем за жизнь.
Секретарь ребе вытащил из заплечной корзины бутылки с водкой и маленькие стаканчики, достал нарезанный на кусочки медовый пряник. Все громко пожелали друг другу «лехаим!», выпив, закусили пряником и разошлись по домам. На душе было легко и ясно, словно грозовая туча пронеслась над Влощево, да и сгинула без следа. И действительно, после «лехаима» перед кладбищем мор прекратился…