Память моя хранит уроки рава Ицхака Зильбера (זצל), которые я слышал из его уст более четверти века тому назад. Для «подстраховки», как дорогую реликвию, храню тетрадки с пожелтевшими листами конспектов его уроков, лекций, бесед. Тогда и сегодня слова, мысли, комментарии, живые примеры Рава укрепляли, одухотворяли, радовали, обогащали знаниями. Свою книгу «Беседы о Торе » он составил на материале этих уроков. Она актуальна и, бесспорно, будет полезна многим последующим поколениям баалей тшува. Именно поэтому мы предлагаем учить ее в этом 5782 году вместе с нами! Успех и благословение всем, кто к нам присоединится!
(Йосеф Скляр Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину» (Эту статью удобно читать в формате тематического обзора главы «Аазину» ). Песнь «hаазину» («Внимайте») завершает речь Моше-рабейну. Эта песнь раскрывает перед нами всю историю еврейского народа, начиная с того, что уже произошло и описано в Торе, и кончая тем, что еще предстоит внимающим ей: предсказанием о вступлении в Землю Обетованную, об изгнании из нее евреев, о пребывании страны в запустении в отсутствие сынов Израиля и об окончательном возвращении евреев в Эрец-Исраэль. Давайте вместе прочтем эту песнь (32:1—43). 1. «Внимайте, небеса, и я говорить буду, и услышит земля речи уст моих». Моше выступает перед евреями. Почему же он начинает песнь с обращения к небесам и к земле? Он призывает их в свидетели тому, что сейчас произойдет. В предыдущей главе мы цитировали: «…отзовется песнь эта перед ними свидетельством» (31:21). Чему? В своей песне Моше предупредит народ, что за прегрешением всегда следует наказание. В будущем, в трудные времена, песнь напомнит евреям: вы были предупреждены. (Заметьте: то же предупреждение содержится и в молитве «Шма», которую мы читаем ежедневно.) Ну хорошо, а свидетели зачем? Песнь напомнит. И молитва напоминает. К чему еще и свидетели предупреждению? Чтобы объяснить это, надо сказать несколько слов о еврейском суде. При чем здесь суд вообще и еврейский в частности? Но ведь о том-то и речь, что народ предстанет пред Высшим судом, если отступит от законов Торы. Есть некоторая аналогия между принципами Небесного, Высшего суда и земного, еврейского. Б-г не наказывает человека без предварительного предостережения. Подобно этому еврейский суд рассматривает дело в зависимости от того, было ли сделано преступнику соответствующее предупреждение перед тем, как он согрешил, и были ли тому свидетели. Пусть же небеса и земля будут свидетелями, что такое предостережение сделано. А почему Моше выбрал свидетелями именно их? Потому что свидетелем может быть только тот, кто присутствовал и при предупреждении, и при нарушении. Небо и земля присутствуют сейчас, когда произносится предостережение, и будут присутствовать всегда, то есть и в момент, когда совершится — если совершится — нарушение. Кроме того, по законам еврейского суда свидетелям предлагалось и привести приговор в исполнение — у евреев не было палачей. Небо и земля будут такими исполнителями. Если евреи нарушат Тору, то небеса начнут задерживать дожди, а земля не даст урожая. Если же евреи будут жить по Торе, то небеса дадут дожди своевременно, а земля принесет урожай (в молитве «Шма» это прямо сказано). 2. «Польется как дождь учение мое, закаплет как роса речение мое, [Освежит вас], как дождь с ветром — зелень и как капли — траву». Моше сравнивает учение, данное Б-гом через него, с дождем и росой, причем говорит о дожде с ветром, то есть о дожде, который не только питает зелень, но и очищает ее. Без воды нет жизни на земле, без нее не может существовать ни одно растение. Тора — источник духовной жизни еврейского народа, без него он растворяется среди народов и погибает, а держась за Тору, он вечен. 3. «Когда Имя Г-спода произносить буду, воздайте славу Б-гу нашему. 4. Он — твердыня, совершенно деяние Его, ибо все пути Его праведны; Б-г справедлив, и нет [в Нем] неправды; праведен и прям Он». Любой судья, желающий поступить честно, не может не задуматься о том, какой срок наказания дать подсудимому, если закон предусматривает кару в каких-то рамках — скажем, от пяти до девяти лет. У всякого проступка имеются свои особенности, у совершившего его — смягчающие вину обстоятельства. Ну, дадим семь с половиной лет! Уверен ли судья, что за этот срок человек одумается и исправится? С другой стороны, может быть, ему хватит для этого и семи лет или семи лет и одного месяца? А если смотреть на суд как на меру устрашающую, то, может быть, и семи с половиной недостаточно, а надо восемь с половиной? Иное дело, если рассчитывает Б-г. Посылая человеку болезнь или изолируя его от общества, Он взвешивает все до минуты — «совершенно деяние Его». Б-г всесилен — «Он — твердыня», но не даст лишнего, «ибо все пути его праведны». 5. «Вредят себе, но не [Ему]; дети [приобрели] порок; поколение искривленное и развращенное». Оставляя путь, указанный Б-гом, человек вредит прежде всего себе самому. В самом деле, кому же на пользу пьянство, наркотики, распутство? Это все равно, что рубить себе палец, пренебрегая разумными советами. Есть поступки, которые вредят не телу, но душе. Человек, укравший чужую вещь, нарушивший субботу, — уже не тот, каким был прежде. Так и евреи в целом: отойдя от Б-га, они повредят себе, а не Ему, и станут родом «искривленным и развращенным». Простая, казалось бы, мысль, и говорить тут особенно нечего. Сколько раз родители твердили нам, что учат нас и наказывают для нашей же пользы. Но сколько раз нам казалось при этом, что они без всякой нужды лишают нас удовольствий! Эта мысль развивается дальше и приобретает новый оттенок. 6. «Г-споду ли воздаете вы это, народ недостойный и неразумный? Не Он ли отец твой, обретший тебя? Он же создал тебя и упрочил тебя! 7. Вспомни дни древности, помысли о годах всех поколений; спроси отца своего, и он расскажет тебе, [спроси] старцев своих, и они скажут тебе». Прежде всего, как мы уже говорили, человек вредит своими грехами самому себе. Но стихи 6 и 7 содержат и еще один оттенок: укор в неблагодарности. Объясняется это следующим примером. Жил-был бездомный сирота. Он тяжело бедствовал и пробавлялся нищенством. Добрый человек пожалел его, взял к себе в дом, вырастил среди своих детей, научил ремеслу, женил и дал работу в своем деле. Спустя несколько лет юноша перестал слушаться своего благодетеля и поступал вопреки всем его указаниям по работе. Ему говорят: «Во-первых, ты недостойный человек. Как ты поступаешь со своим благодетелем?! Во-вторых, ты неумен. Он потерпит-потерпит и выгонит тебя с работы». 8. «Когда Всевышний давал уделы народам, когда расселял сынов человеческих, поставил Он пределы народам по числу сынов Израиля». Эти строки говорят о зарождении народа Израиля. Тора намекает на момент, когда семьдесят потомков Яакова спустились в Египет, чтобы стать там многочисленным и особым народом. Как выражен в стихе этот намек? Он содержится в указании, что число народов мира соответствует числу сынов Израиля. Поскольку, по Торе, число народов мира — семьдесят, мы понимаем, о каком моменте в истории евреев идет речь. Этот намек подкрепляется и следующим стихом: 9. «Ибо доля Г-спода — народ Его; Яаков — наследственный удел Его». Дальше речь идет о том, что еврейский народ многим обязан Всевышнему. 10. «Он нашел его в земле пустынной; в пустоте и вое пустыни; ограждал Он его, учил его, берег его, как зеницу ока Своего. 11. Как орел будит гнездо свое, парит над птенцами своими, простирает крылья свои, берет каждого, носит на крыле своем…» Б-г вывел евреев из Египта, сорок лет опекал в пустыне, относился к ним с особой бережностью («как орел будит гнездо свое» — орел никогда не влетает в гнездо внезапно, чтобы не испугать птенцов; он садится на ближнюю ветку или камень и шуршит крыльями, чтобы предупредить их о своем появлении), нес, «как орел… носит [орлят] на крыле своем». Все птицы во время полета прижимают птенцов лапами к животу, потому что боятся орлов, летающих выше. Орлы же боятся только стрелы, которой может выстрелить в них человек, и потому носят своих птенцов на крыльях. Но есть в стихе 10 указание и на заслуги еврейского народа пред Б-гом. Он нашел их «в… вое пустыни» — нашел верными. Ни о чем не спрашивая, ничего не зная о своем будущем, они отправились вслед за облачным столбом, который вел их в неизвестность, — из любви к Творцу и преданности Ему. 12. «Г-сподь один водил его, и нет с ним божества чужого». Это означает, что не было и нет в мире силы, которая могла бы соперничать с Б-гом евреев. 13. «Вознес Он его на высоты земли, и ел тот плоды полей; и питал его медом из скалы и оливковым маслом из кремнистого утеса, 14. Маслом коровьим, и молоком овечьим, и жиром ягнят, и баранов башанских, и козлов, и самой тучной пшеницей, и кровь виноградин пил ты шипучую». Б-г ввел Свой народ в прекрасную страну, гористую («на высоты земли»), на скалистой, каменистой почве которой, где, казалось бы, не вырасти ничему, щедро произрастают и инжир (фруктовый «мед из скалы»), и олива (оливковое масло «из кремнистого утеса»). 15. «И разжирел Йешурун, и стал брыкаться; разжирел ты, растолстел, раздался; и оставил он Б-га, создавшего его, и поносил твердыню спасения своего». Так и произошло. Во времена Первого Храма евреи стали жадны до удовольствий — пророк Амос (6:4,6) говорит об этом времени: «…лежат на ложах из слоновой кости… едят откормленных баранов… пьют вино чашами и натираются лучшими маслами…» — и отошли от Торы. 16. «Божествами чужими они досаждали Ему и мерзостями гневили Его. 17. Жертвы приносили бесам, не Б-гу, божествам, которых они не знали, новым, недавно явившимся, не страшились их отцы ваши. 18. Создателя, сотворившего тебя, ты забыл, забыл Б-га, тебя создавшего. 19. И увидел Г-сподь, и вознегодовал, оттого что разгневали Его сыновья Его и дочери Его. 20. И сказал: “Сокрою лик Мой от них, увижу, каков будет их конец; ибо они — род развращенный, сыны, в которых нет верности. 21. Они досаждали Мне небогом, гневили Меня суетой своей — и Я буду досаждать им ненародом, народом-извергом гневить их буду”». Исполнителем кары, которой Всевышний подвергнет евреев, станет народ-изверг, то есть народ, не верящий в Б-га, как сказано в Тhилим, 53:2: «Сказал изверг в своем сердце: “Нет Б-га”». 22. «Ибо возгорелся пламень гнева Моего, сжигает до глубины преисподней, и пожирает он землю и плоды ее, и опаляет подножия гор». «Пламень гнева Моего сжигает до глубины… и пожирает он землю и плоды ее» — плодородная и цветущая, как рай, страна Израиля станет пустыней; «и опаляет подножия гор» — Иерусалим, расположенный в горах, будет разрушен врагами (что и произошло дважды: при захвате Эрец-Исраэль вавилонянами и римлянами). А что станет с народом? 23. «Нашлю Я множество бедствий на них, стрелы Мои истрачу на них. 24. Истощены будут голодом, истреблены горячкою и мором лютым; и зуб звериный нашлю Я на них, и яд ползучих гадов. 25. Извне будет губить меч, а в домах — ужас: и юношу [охватит он], и девицу, грудного младенца и поседевшего старца. 26. Я сказал бы: “Положу им конец, сотру в среде людей память о них” — 27. если бы не злоба, накопленная против них врагом: [не хочу,] чтобы враги его возомнили о себе и сказали: “Наша рука одолела [их], а не Г-сподь сделал все это”». В истории евреев бывали ситуации, когда их поражение никак нельзя было объяснить естественными причинами. Это само по себе должно было показать врагам Израиля, что тут действует не их сила, а воля Всевышнего. Но они этого не понимали. 28. «Ибо это народ, потерявший рассудок, и нет у него разума. 29. Будь умны они, осознали бы это; они бы поняли, что с ними будет. 30. Как мог бы один преследовать тысячу и двое обращать в бегство десять тысяч, если б не предал тех [в их руки] Защитник их, не предал бы тех [в их руки] Г-сподь?» Во время Второй мировой войны несколько немецких солдат гнали на смерть многотысячные колонны евреев, а потомки удивляются: как это могло быть? Так, как предсказано. 31. «Ибо не таков Покровитель наш, как их покровитель; а [теперь] наши враги стали судьями». Б-г по-разному относится к евреям и к другим народам. Евреев Он не истребляет до конца, даже отдавая в руки врага, а другие народы — когда приходит время — полностью убирает со сцены истории. Во времена, когда евреи не были грешны, наш Б-г, наш Покровитель и Судья, наказывал нападавших на нас врагов, и их божества ничем не могли им помочь. А теперь не наш Б-г судит наших врагов, а наши враги судят нас. За что Б-г так поступил с евреями? 32. «Ведь от лозы винограда сдомского лоза их и с полей Аморы виноградины их — ягоды ядовитые, гроздья горькие у них; 33. яд змеиный — вино их, и голова жестокого аспида [метнется, чтобы их искусать]». В своем поведении евреи уподобились жителям Сдома и Аморы. Поэтому они получают наказание — «ягоды ядовитые, гроздья горькие». 34. «Ведь сокрыто это у Меня, запечатано в хранилищах Моих». Все поступки человека, и хорошие, и плохие, известны Б-гу и зафиксированы Им. Они «запечатаны в хранилищах» — до поры до времени Всевышний ждет: может быть, грешник одумается, — а пока в его защиту говорят его заслуги или заслуги его отцов. Но когда все «запасы хорошего» иссякнут и плохое «в хранилищах» перевесит… 35. «Мне принадлежит [право] отомстить и воздать [им по заслугам], когда споткнутся они; ибо близок день гибели их, и скоро наступит уготованное им». Тогда Всевышний накажет евреев по мере их грехов. 36. «Когда судить будет Г-сподь народ Свой, и изменит Он планы в отношении рабов Своих, когда увидит Он, что поднялась рука врага [на них] и нет управляемого [царем] и избавленного…» Но вот суд подойдет к концу. Б-г увидит, что в результате наказания евреи повержены и унижены: враги торжествуют, нет среди евреев «управляемого [царем]», то есть нет подданных, а значит — нет и своих правителей, своих царей, и подведет итог: 37. «…И скажет Он: где божества их, твердыня, на которую они полагались, 38. которые ели жир жертв их, пили вино возлияний их? Пусть встанут они и помогут вам, пусть дадут вам убежище!» Здесь имеются в виду не только все виды идолопоклонства, но и все идеологии, ради которых евреи проливали свою кровь и которым отдавали всю свою энергию: социализм, коммунизм и другие. 39. «Смотрите же ныне, что Я — это Я и нет Б-га кроме Меня; Я умерщвлю, и Я оживлю, Я поразил, и Я исцелю, и никто от руки Моей не избавляет. 40. Вот, Я поднимаю к небесам руку Мою и говорю: жив Я вовек!» «Жив Я вовек!» — форма клятвы. Б-г клянется отомстить тем, кто притеснял Его народ. Он будет судить их. 41. «Когда заострю сверкающий меч Мой и станет вершить суд рука Моя, то отомщу врагам Моим, и ненавидящим Меня Я воздам. 42. Напою стрелы Мои кровью, и меч Мой насытится плотью, [мстя за] кровь убитых и пленных от начала злодеяний врага». Последние слова означают, что Б-г отомстит за тех, кто погиб не только в последний период, но от самого начала преступлений врагов Израиля. Вы спросите: за что же Б-г наказывает тех, на кого Сам возложил карательные функции? Наши мудрецы тоже задавались этим вопросом и отвечали на него. Приведем пять ответов. Первый… Но сначала представьте себе такую сценку. Перед судом стоит вор-карманник. Вор (спокойно): Какие у вас, собственно, претензии ко мне? По статистике в Москве должны быть жулики. Ну, так я — один из них. Судья (гневно): Да ты-то почему? Тебе-то кто велел? В этом — суть первого ответа. Рамбам в «Законах о покаянии» (гл. 6, закон 5) объясняет: ты наказан, потому что никто именно тебя не заставлял грешить! Второй ответ принадлежит Рамбану: «Всевышний Сам сказал Авраhаму, что его потомки будут пришельцами в чужой стране и их поработят и будут угнетать (Брешит, 15:13). И Он же сказал, что этот народ тоже накажет (там же, 15:14). Почему?» Ответ имеет примерно такой смысл: за перевыполнение плана! Рамбан объясняет: «Пророк Зхарья говорит: “…великой яростью гневался Я на народы… ибо Я гневался мало [на Израиль], а они причиняли [евреям] больше страданий, [чем те заслуживали]” (1:15). Евреи должны были быть рабами в Египте, но это не значит, что надо было уничтожать их сыновей, издеваться над ними и избивать их. А египтяне “делали их жизнь горькою тяжелым трудом” и т. д. (гл. “Шмот” одноименной книги, 1:14). За это они подлежали суду и наказанию». На третий аспект этой проблемы указывает также Рамбан. Он говорит: если Б-г вынес решение, что такой-то человек должен быть убит, это не освобождает убийцу от наказания. Ибо он действовал по собственному злому умыслу. Невухаднецару было известно, что захват им Иерусалима предсказан пророками (в частности, Ирмеяhу). И все же он должен быть наказан за это. Потому что царь и не помышлял исполнить желание Б-га — им руководила гордыня и жажда власти. Невухаднецар мог выселить евреев в Вавилон — и все, достаточно слез было бы пролито из-за одного этого. Но он зверски истязал и уничтожал их! И потому Вавилон навеки погрузился в землю. «И Вавилон, краса царств, украшение Халдеи, станет как Сдом и Амора, опрокинутые Б-гом. Никогда не будет он заселен, и не будут жить в нем вовеки; и араб не раскинет там шатер, и пастухи не положат там [скот свой]» (Йешаяhу, 13:19,20). Четвертое рассуждение. В комментарии «Ор hа-хаим» сказано: если бы народы бранили и били евреев за то, что те не выполняют законы Торы, вопрос был бы еще понятен. Но они бьют евреев за выполнение законов Торы, за то, что сыны Израиля отличаются от них. И, наконец, пятый ответ. Магид из города Дубно, раби Яаков Кранц спрашивает: почему евреи грешат? И отвечает: им кажется, что другие народы умнее их. Потому-то они и следуют идолопоклонникам. (И в наше время многие думали, что Маркс — великий светлый гений. И Ленин — гений, и Сталин. И пошли за ними. А сегодня в Израиле считают, что вершина культуры и цивилизации — Америка и Швеция и надо следовать этим образцам.) То есть евреев соблазняет окружающая среда. Они грешат, желая быть похожими на других. Среда их портит. Как выяснить, что представляют собой евреи, когда посторонние влияния исключены, когда они только в своей среде? Один раз в истории такое было. Перед исходом из Египта евреи успели разочароваться в тамошних идолах, которым служили: те не сумели защитить Египет от наказания. «Также и человек этот, Моше, был весьма велик в земле Египта в глазах слуг фараона и в глазах народа» (Шмот, 11:3). И вот — евреи выходят из Египта и идут за облачным столпом в пустыню. Не задавая никаких вопросов! Говорит пророк Ирмеяhу (2:1—3): «Так сказал Б-г: “Я помню о благосклонности ко Мне в юности твоей, о любви твоей, когда ты была невестою, [о том, как] шла ты за Мной по пустыне, по земле незасеянной”. Израиль — святыня Г-спода, первые плоды Его; все поедающие его будут осуждены; бедствие ожидает их…» Называя Израиль первыми плодами Б-га, пророк имеет в виду труму, отделяемую от плодов для коhаним и запрещенную всем остальным. Это означает: на тех, кто посягает на Израиль, лежит огромная вина. И эта вина двойная: мало того, что народы портят евреев, они еще и мучают их. Когда завершится суд над врагами Израиля, все народы поймут истину и будут славить Б-га и Его народ. 43. «Прославьте, народы, народ Его! Ибо за кровь рабов Своих Он отомстит, и отомстит врагам их, и очистит землю Свою и народ Свой!» Убийц и врагов еврейского народа Б-г накажет, все стрелы, пущенные в народ, иссякнут, а Израиль Он очистит — от всех следов бедствий. И народы скажут: «Молодцы евреи! Тысячелетиями несли в мир веру в единого Б-га и не отказывались от Торы ни при каких условиях!» )