Статьи

Сегодня глубина Торы, отраженная в словах мудрецов, приходит к нам и с помощью интернета. И мы используем эту возможность при участии наших авторов, чтобы приблизить к ее вечным ценностям всех желающих познать Истину.

25
Окт

Учим недельную главу Торы: Берешит 5783

«Топтать» не стоит!

Р. Йосеф Скляр

Мы начали годичный цикл изучения Торы с книги «Берешит«

Учат мудрецы, что записывать на исходе шаббата «свои» маленькие хидушим (открытия в понимании недельной главы), обязан каждый еврей. Их очень ждут в высших мирах! Мы продолжаем это начинание. За вознесение души нашей мамы — Перл (Полины) дочери Йоэля (זצל).

Всевышний, как известно, наказал змея «по заслугам» по принципу «мера за меру». Проследим как это проявилось в одном из наказаний: «И вражду положу между тобой и между женщиной (האשה), между твоим потомством и её потомством (זרעה). Оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь поражать его в пяту» (Берешит, 3:15). (Есть еще и другой перевод на русский язык выделенных мною ивритских слов — Й.С.). Так например, Ф. Гурфинкель в переводе Пятикнижия с Раши вместо «женщина» — (האשה) — употребляет «жена«, а вместо «её потомством» — (זרעה) — употребляет «её семенем«! И эти переводы соответствуют истине, потому что и в иврите могут использоваться оба значения.

Подумалось, что в значениях «жена» и «ее семенем» есть намек еще на одну причину наказания змея. Как бы говорит Творец подстрекателю: «За то, что ты взял в жены (соблазнил) чужую жену и дал свое (чуждое ей семя), положу вражду между тобою и между женщиной… и никогда больше твое семя не соединится с её семенем!

Итак, взаимоотношения потомков змея и женщины отныне должны проявляться только лишь в рамках смертельной вражды! И если со змеиным отродьем понятно, когда  человек поражает его в голову, то как быть с «поражением человека в пяту»? Суть вопроса в том, что змея кусает человека не только в пяту?!

Прежде, чем ответить на этот вопрос, еще одно небольшое наблюдение: Интересно, кто был этим первым змеем, которого человек поразил в голову? И кто первый, погибший от укуса змеи? Возможно, все вступило в действие после Потопа, когда, по большому счету, в мире остались лишь потомки Адама и Хавы по линии  Шета, так как каиниты, потомки Нахаша и Хавы, погибли в дни Глобального стихийного бедствия!

Возвратимся к вопросу: почему Тора направляет укус змеи в пяту?

Интересные размышления в комментарии на этот стих приводит рав Гирш (זצל) : «Внешний вид змея напоминает человеку, что он может бороться с дурными страстями; слова «он будет поражать в голову, а ты будешь жалить его в пяту» подразумевают, что человек сильнее своих страстей. Он способен «поражать похоть в голову», она — всего лишь «жалить его в пяту». Но если он постоянно бдителен, внимательно следит за собой, он неуязвим для них…»

Добавим к этим комментариям. И вновь вопрос: » Где мы встречаемся в Писании с пятой? Во-первых, в главе «Толдот«: «А затем вышел его брат, и рука его держит пяту Эсава, — и нарек ему имя Яаков» (Берешит, 25:26). Объясняет Раши «пяту Эсава» — знак, что не успеет один завершить свое правление, как поднимется другой и отнимет его у него. И «… нарек ему имя Яаков». Пресвятой (нарек). Другое объяснение: отец назвал его Яаковым, за то, что он держал (Эсава) за пяту (акев)».

Во-вторых, в главе «Экев«: «… за то что будете слушать (экев тишмеюн) правопорядки эти и соблюдать их, то хранить будет Г-сподь, твой Б-г, для тебя завет и милость, в чем Он клялся твоим отцам» (Дварим, 7:12). Раши говорит: «Если будете внимать заповедям легким, которые человек (обычно) попирает своими пятами, то есть, склонен ими пренебрегать, то хранить будет Г-сподь, твой Б-г, для тебя завет и милость…»

Итак, возвратимся к главе «Берешит«. Змей будет поражать человека в пяту. И на что здесь намек? Нахаш, за которым стоит Сатан, он же — ецер а-ра, он же — малах а-мавет, будет порождать у евреев пренебрежительное отношение к заповедям, которые они посчитают легким, второстепенными! А значит — не достойными Б-жественного благословения! Может быть, и поэтому Всевышний назвал нашего праотца «Яковом», чтобы научить нас дорожить всеми заповедями (вспомним Якова-авину, который возвращается забрать забытые сосуды), а также нейтрализовать ангела Эсава-брата, которого он при рождении держит за пяту! 


Оставить Комментарий