Почему в иврите 22 буквы? В чем их духовные корни?
Очень важный и вполне правомерный вопрос. Правомерный — потому что в иврите, в отличие от всех других языков, количество букв имеет определенное, глубинное значение.
В самом деле. Тот же вопрос, применительно к любому языку, кроме иврита, был бы бессмысленным. Ибо ответ на него очевиден — так условились. То есть при желании любую букву, скажем, в английском, или, к примеру, в русском языке в принципе можно убрать. Или — внести в алфавит новый буквенный знак.
Иврит — Небесный язык. У него — точно определенная Всевышним задача. С его помощью Творец раскрывает нам свою Мудрость. И каждый буквенный знак — это некий сосуд, в который Творец, образно говоря «наливает воду» (вода в нашей традиции всегда символизирует Тору).
Представим себе, что эти сосуды — из цветного стекла, и все — разного размера и разной формы. Так становится понятным, что каждое слово в иврите — уникальный набор из одного, двух, трех, четырех и т.д. сосудов.
Поэтому у каждой буквы — свой оттенок и свое количественное значение.
Допустим, буква гимел — 3, а ламед — 30. И числовое значение (гематрия) и форма этих двух названных здесь букв, а также их звучание — открывают нам множество граней в понимании Устройства мира и в правильном поведении человека. А их сочетание образует слово галь, которое раскрывает дополнительные грани Мудрости Всевышнего.
И это — только один пример. На самом же деле таких примеров — тысячи. В первом приближении. В действительности же — их бесконечное множество.
Но это все же не объясняет, почему в ивритском алфавите именно 22 буквы.
Ответ придет с неожиданной стороны.
Как видно по дате, данный ответ появился на сайте незадолго до праздника Шавуот. В этот период мы каждый день считаем дни омера (приношение в Храм определенного количества колосьев ржи). Начиная с Песаха и до Шавуота (разумеется, не в сам Шавуот).
Из разных причин, разъясняющих, почему существует такая заповедь — назову здесь одну.
После Исхода из Египта — события, которое мы отмечаем в первый день Песаха и в последующие дни у всех нас в некой степени были качества, которыми обладают животные (и которых нет у людей). Поэтому корбан (приношение) было не из пшеницы, а именно из ржи, ибо рожь считается, в первую очередь, кормом для животных, а пшеница, предназначена в первую очередь — в пищу человеку.
Теперь вспомним, что знаменует собой праздник Шавуот. Это — день получения Торы.
До этого статус нашего народа в какой-то степени был близок к статусу животных. И только получение Торы сделало нас в некоем духовном плане — людьми. Поэтому в день Шавуота в Храм приносили корбан уже не из ржи, но — из пшеницы.
Пшеница на иврите — хита. Это слово состоит из букв хет, тет и hей, числовые значения которых, соответственно — 8, 9 и 5. Итого, суммарное значение слова — 22.
Намеки и ассоциации — очевидны.
Мудрость Торы разливается по двадцати двум видам сосудов…
Рав Элиягу Эссас