Рав Гершон Эдельштейн
Рав Гершон Эдельштейн родился в поселке Шумячи (ныне — Смоленская область России) в 1923 году. Отец и мать — рав Йеуда Цви и Мирьям Эдельштейн — происходят из старинных раввинских семей.
Мать рава Эдельштейна добыла поддельные свидетельства о рождении для своих сыновей (по ним они был младше на три года). Она не хотела, чтобы дети попали в советскую школу, в руки Евсекции, боровшейся с любыми проявлениями еврейской религии в СССР.
Дети Эдельштейнов учились тайно у раввинов, которые не боялись обучать детей Торе в Советской России. Мирьям Эдельштейн вскоре умерла от тифа.
В 1934 году рав Цви Йеуда Эдельштейну достал сертификаты на въезд в Палестину (их помогал получать раввинат Израиля под руководством рава Авраама Ицхака Кука), и в том же году семья выехала из СССР. Эдельштейны осели в Рамат а-Шароне, который тогда был небольшим сельскохозяйственным поселком. В 1935 году рав Цви Йеуда стал раввином поселения. В том же году рав Гершон и рав Яаков Эдельштейны впервые переступили порог ешивы. До этого отец нанимал частных учителей, которые обучили их математике и английскому языку.
В 1944 году в Бней-Браке открылась ешива «Поневеж» — одна и самых известных из ведущих в Израиле и мире. Братья Эдельштейны были в числе первых 6 ее учеников. Уже через год рав Гершон начинает преподавать сам, первыми его учениками становятся пережившие Холокост сироты. В 1950 году, после смерти отца, рав Яаков Эдельштейн становится раввином Рамат а-Шарон, а рав Гершон — окончательно связывает свою жизнь с преподаванием. В Уроки и лекции он давал почти 80 лет подряд — до самой смерти, в самых разных аудиториях.
В 2003 году рав Гершон Эдельштейн становится членом Совета раввинов партии «Дегель а-Тора». Этот момент можно считать началом его общественной жизни. После смерти рава Аарона Йеуды Штейнмана рав Эдельштейн вместе с равом Хаимом Каневским становятся во главе литваков-харедим.
До сих пор — официальная биография. Но есть еще «другой» рав Эдельштейн. Тот, которого поймут даже те, кто не знаком с миром ешив.
Рав Гершон был живым символом понимания, скромности, мягкости, добра и отторжения любого экстремизма.
Это началось с его подхода к обучению: рав считал, что привить Тору можно только любовью, никакое принуждение не поможет. Ни в семье, ни в ешиве. Нужно подбирать «ключи» к ученику, «персонализировать» учебу, чтобы она действительно нравилась. Это же касается и семьи. Фраза, которую запомнят многие: «воспитание только приятными для детей путями, без принуждения и критики».
Рав считал, что мужчина должен «молчать и уважать» жену даже во время конфликта, когда она чем-то недовольна.
Этот же подход рав Эдельштейн принес и в общественное поле. Он открыто выступил против того, чтобы семьи прерывали связь с детьми, которые отошли от религии. Рав говорил, что относиться к ним нужно с «уважением и дружелюбностью», ни в коем случае не отторгая.
Таким же рав Эдельштейн был и в политике. Межсекторальные отношения в Израиле рав сглаживал практически постоянно: никаких резких заявлений, ни намека на обострение. Он всегда принимал всех — независимо от происхождения. Даже известный бойкот пекарни «Энжел» к самому раву Гершону отношения не имел. Он не просил его, не высказывался в поддержку и не был инициатором. По своей натуре — и не мог быть.
В одном из уроков рав Гершон сказал: «Даже светские люди, не соблюдающие Тору и заповеди, если они отдадут свои жизни ради спасения других, из любви к людям, — у них есть грядущий мир, как у „мучеников Лода“ (талмудическая история), которые отдали свои жизни на благо горожан. Что такое национализм? Любовь к своему народу. Светские люди в армии отдают свои жизни, чтобы спасти других. Что, это если не «мученики Лода»? Если светский человек готов отдать свою жизнь больше, чем харедимный, он выше его».
Сегодня умер не просто великий раввин, который почти 80 из 100 лет жизни отдал преподаванию Торы, дал тысячи уроков и издал книги. Сегодня в мире погас свет — добра, мира, взаимоуважения, любви. В наши нелегкие дни этого света будет очень не хватать всему еврейскому народу.