ТАНАХ
ТаНаХ— это аббревиатура, состоящая из начальных букв трех слов: Тора, Невиим (книги пророков) и Кетувим (Писания).
Эта аббревиатура объединяет их в единое слово. И первая буква последнего слова, она же последняя в слове Танах — Кетувим — буква каф. По правилам грамматики иврита она в данном сочетании произносится, как звук «х».
Текст Торы, состоящий из 5-ти книг (Пятикнижие) Моше Рабейну получил под диктовку непосредственно (если можно так выразиться) от самого Всевышнего.
Невиим — книги пророков, записаны пророками в особом пророческом состоянии. То есть — это была не диктовка. Эти тексты составлялись из того, что видели пророки на Небе и слышали с Неба. На что указывает само слово «нави» — нечто спущенное (с Неба).
И, наконец, Кетувим — это записанные тексты. Подразумевается, что пророк высочайшего уровня записал свои ощущения, возникшие от видений, возникших в его душе.
В нашей традиции принято, что в Танахе — 24 книги.
Почему пишу — «принято», не ограничиваясь словом «существуют»?
Потому что некоторые книги объединены в одну. Так что, в итоге получается — 24, хотя на самом деле их — больше.
Так или иначе, общий знаменатель всех книг — решение Творца неким образом проявить в высших мирах содержание этих книг — так, что пророки смогут это воспринимать и записать.
И все это вместе, все эти 24 книги, принято называть — Письменной Торой.
В отличие от вышесказанного, переживания душ наших великих Учителей — не назовешь некой «диктовкой с Неба». Но можно считать, что слова Учителей — порождение душ высочайшего духовного уровня, душ каждого нашего Мудреца.
Эти книги — Мишна, Талмуд, Зогар, Мидраши, обсуждения наших законов, Шульхан Арух и т.п. — называются Устной Торой.
И все перечисленное в этом ответе — надо изучать. Причем — каждому еврею, серьезно относящемуся к своей традиции и вообще к Торе. Для каждого изучение всех этих книг — обязательно. И отличаются евреи друг от друга в данном контексте — лишь уровнем освоенных ими знаний в каждый момент их жизни. А еще — тем, сколько времени ежедневно они могут этому посвящать.
Например — 16-18 часов в день. Или, допустим — 5 часов. Или, скажем — 1 час. При этом частично должно быть дневное, частично — ночное время суток.
Однако Ваш вопрос возник не случайно. Дело в том, что во многих йешивах и среди тех, кто не учится в йешиве, но старается серьезно изучать Тору — основное внимание уделяется изучению Талмуда.
Некое оправдание этому заключается в том, что тексты Талмуда буквально пересыпаны фразами из всех разделов Письменной и Устной Торы. В Талмуде обсуждается абсолютно все.
И все-таки практически все наши великие Учителя не только сами изучали Танах, но и всем нам настоятельно рекомендуют это делать. И учащимся религиозных учебных заведений и просто — всем евреям.
В заключение отмечу, что тексты Танаха — в обязательном порядке надо изучать с комментариями наших Учителей. Как минимум — с комментариями Раши и комментариями, объединенными в сборники под названиями Мецудат Давид и Мецудат Цион.
У этих двух сборников один автор — рав Давид Альтшулер (был раввином в Праге; первая половина 18-го века).
Рав Элиягу Эссас