Учим недельную главу Торы: Дварим 5783
Мы приступаем к пятой, заключительной Книге Торы. Книга Дварим — это речь, которую произнёс Моше Рабейну перед тем, как уйти из этого мира. Все эти слова Моше произнёс по собственной инициативе, и, тем не менее, они стали неотъемлемой частью Торы, обладающей той же святостью, что и остальные четыре книги. «Вот слова, которые говорил Моше всему Израилю…» Приведем несколько намёков из этой фразы, которые раскрыл святой «Ор Ахаим». Наши мудрецы говорят, что слово «вот» — «эле» (אלה) означает исключение всего, что кроме этого. «Вот — “эле” слова…» — это намёк на число дней, в течение которых «говорил Моше всему Израилю», — 36 дней, по числовому значению слова «эле» — «אלה», начиная с первого Швата до седьмого Адара, дня смерти Моше Рабейну. Таким образом, хронология Торы такова: первая Книга, Берейшит, охватывает период в несколько тысячелетий от Сотворения Мира до переезда семьи Якова в Египет. Книга Шмот — 210 лет египетского рабства и первый год в пустыне, до сооружения Мишкана. Книги Ваикра и Бамидбар — события второго года в пустыне и оставшихся 38 лет. Книга Дварим — последние 36 дней до смерти Моше перед вхождением евреев в Страну Израиля.
«Вот слова…» — что мы знаем о Моше как человеке, о чём он говорит? Слова Моше хорошо известны — это Тора, которая у нас есть. Но Тора — это слова, которые Моше говорил по приказу Всевышнего, передавая её нам. А о чём Моше говорил сам, что называется в свободное от работы время? «Вот слова, которые говорил Моше…» — от Моше можно было услышать только слова, подобные этим, записанным в Книге Дварим. Ничего другого, кроме мудрости Торы, веры, морали, страха перед Б-гом и любви к Нему нельзя было от него услышать, он говорил только об этом! Возможно, в этом секрет того, что он достиг, Моше Рабейну, избранный рода человеческого.
«Вот слова…» — в этой Книге много упрёков и наставлений еврейскому народу. В течение сорока лет Моше терпеливо носил на себе наш народ, обучал, защищал и охранял его. Единственный раз, когда он позволил себе слова упрёка всему еврейскому народу, это сейчас, перед смертью.
«Меор вашемеш» говорит, что упрекать и наставлять евреев очень сложно и ответственно, далеко не каждый имеет на это право. Даже если на первый взгляд претензии справедливы, слова упрёка обычно не достигают цели, слушатели не исправляются. Во-первых, выступающий не знает, что точно происходит внутри у другого, в чём конкретно его ошибка и слабость. Поэтому он часто говорит о вещах, которые действительно не имеют к слушателям отношения, а это вызывает недоверие и насмешку. Кроме того, сам упрекающий тоже не без недостатков, и это, в свою очередь, ослабляет силу его слов. Для того, чтобы упрекать и наставлять евреев, необходимо быть цадиком. Цадик — это человек, который всегда сомневается в себе и постоянно находит у себя различные недостатки и слабости. Полный сожаления и горя, он говорит об этих вещах искренне, от всего сердца. Слова, исходящие из сердца, в сердце входят. Только такие слова способны по-настоящему войти в сердце слушателей. «Меор вашемеш» говорит, что у своих учителей он видел другую форму общения с евреями. Праведник никогда не говорит прямо о недостатках других. Он просто рассказывает истории так, что слушатели видят в них намёк на свои недостатки, и им становится стыдно. Он свидетельствует, что так вёл себя Ребе рабби Элимелех из Лиженска זצק»ל, זי»ע. Он останавливался возле своего дома, его окружала целая толпа слушателей, и он начинал рассказывать какие-то истории. Каждому слушателю, а их было несколько десятков, начинало казаться, что Ребе намекает именно на него, на его слабости и грехи, и сердце, пишет «Меор вашемеш» просто разрывалось на двенадцать частей, каждому было очень стыдно. Тот же подход мы видим в нашей недельной главе. «Вот слова, которые говорил Моше всему Израилю на другом берегу Иордана, в пустыне, в степи напротив Суф, между Пароном и между Бентофелем и Лаваном и Хадерот и Дизаав». Раши пишет, что эти места — это намёки на преступления евреев в пустыне. Моше не упрекает евреев прямо, он просто рассказывает истории из жизни поколения пустыни, отцов тех евреев, которые его слушают и войдут в Землю Израиля. В этих историях содержится намёк на всё то, что и им необходимо в себе исправить. Так наставлял Моше Рабейну.
Учителя хасидизма учат, что перед изучением Торы или выполнением мицвы необходимо сделать тшуву, найти в себе недостаток и принять решение его исправить, улучшить. Это важнейшая основа служения. Хойзе из Люблина זצק»ל, זי»ע говорит, что когда человек так не делает, к нему применима фраза: «А нечестивцу говорит Б-г: зачем тебе рассказывать о законах Моих».
Основное содержание Книги Дварим — это Тора, пересказ всех основных законов и принципов Торы. Но перед этим, в начале, Моше наставляет евреев, так как перед учёбой необходимо сделать тшуву. Меор вашемеш.
Из рассказов о праведниках
Девятого Ава юрцайт Хойзе, рабби Якова Ицхака, זצק»ל, זי»ע. В ранней молодости Провидец из Люблина, как его называют, учился у Великого Магида из Межерич זצק»ל, זי»ע, но его основным учителем был Ребе Элимелех זצק»ל, זי»ע, от которого рабби Яков Ицхак получил свойство видения. Отсюда его прозвище Хойзе, Провидец. До нас дошло множество удивительных историй о его умении видеть происходящее на расстоянии. Глядя на человека, он мог рассказать о его прошлом и даже о его душе в предыдущих воплощениях. В последний год жизни Хойзе вместе с Магидом из Кожниц זצק»ל, זי»ע предприняли попытку привести Мошиаха. Начиная с лета, они сделали ряд совместных действий, чтобы с помощью тшувы евреев в Элул, Рош аШана и другие осенние праздники вызвать Геулу, окончательное Освобождение. В Холь Амоэд Суккот Магид из Кожниц скончался, но Хойзе об этом не знал. В Симхас Тойре, во время Акафот, он несколько раз заходил в отдельную комнату. Один раз он задержался там надолго, и люди стали беспокоиться. Открыв дверь, они увидели, что окно в комнате выломано, и Ребе нет. После долгих поисков Хойзе нашли на окраине города, во рву. У него было несколько тяжёлых переломов. Он рассказал, что какая-то сила с силой вырвала его из комнаты, и, взломав окно выбросила на большое расстояние. Если бы он знал, что Магида из Кожниц уже нет, но он не знал этого, когда решался на попытку, о которой они договорились. В одиночку я бы никогда не пошел на это, добавил Ребе. Последние месяцы жизни, до кончины 9 Ава, Хойзе провёл в постели. Похоронен в родном городе Люблин.
Рабби Менахем Нухем из Чернобыля, автор «Меор Эйнаим» זצק»ל, זי»ע все годы жил очень бедно. Однажды приближался праздник Пейсах, а у него дома совершенно ничего не было. В последний момент появился еврей, который привёз ему продукты, и благодарный реб Менахем Нухем сказал, что он достоин любого благословения, пусть просит, что хочет. Еврей ответил, что ему ничего не надо, он только просит, чтобы Ребе сказал ему, когда уже придёт Мошиах. «Меор Эйнаим» сказал, что лучше пусть он просит что-то другое. Но еврей настаивал, что хочет это знать, пусть Ребе ему скажет, он ведь обещал. Взволнованный реб Менахем Нухем начал расхаживать по комнате взад и вперёд. В конце концов он сказал: «Когда точно придёт Мошиах, я тебе сказать не могу. Но одно я тебе скажу. Это не произойдёт ни при моей жизни, и ни при жизни моих детей, и ни при жизни моих внуков. Лишь в поколении после них это может произойти. В том поколении у евреев будет столько цурес — несчастий, что у цадиким должно быть железное сердце, чтобы выдержать всё это». Эту историю рассказывал в Иерусалиме адмор реб Нухемче из Рахмистривки, потомок «Меор Эйнаим» זצק»ל, זי»ע. И добавлял, что он — четвёртое поколение от «Меор Эйнаим», все эти признаки уже сбылись, и пора, наконец, Мошиаху действительно прийти.
Дай Б-г, чтобы его слова сбылись, и Мошиах действительно, наконец уже, пришёл.