С Торой по жизни. Обзор недельных глав. Толдот 5784
Написано в главе «Толдот«: «
«И вот порожденные Ицхаком, сыном Авраама. Авраам породил Ицхака. И было Ицхаку сорок лет, когда он взял Ривку, Дочь Бетуэля-арами, из Падан-Арама, сестру Лавана-арами, себе в жены. 21. И молил (выделено мною — Й. С.) Ицхак Господа в виду жены своей, ибо бесплодна она; и внял его мольбе Господь, и зачала Ривка жена его» (Берешит, 25: 19-21).
Мидраш дополняет слова Писания:
«Двадцать лет прожили Ицхак и Ривка вместе, после чего, поскольку детей у них так и не было, решили отправиться на гору Мориа, где Авраам должен был принести в жертву Ицхака. Ицхак стал просить Всевышнего: «Пусть дети, которых Ты пошлешь мне, будут рождены от этой праведной женщины!»
Ривка просила: «Пусть дети, которых Ты пошлешь мне, будут рождены от этого праведника».Всевышний услышал их молитвы, и Ривка забеременела, но беременность ее протекала очень необычно…»
Как видим, вторая пара праотцов удостоилась детей исключительно с помощью молитвы!
Здесь не обойтись без дополнительного объяснения. Нашел его в размышлениях рава Исроэля Абарджеля:
«Почему Ривка не родила после двадцати лет совместной жизни?» — удивлялся Ицхак.
Тогда ему открылось, что у нее отсутствует детородный орган, поэтому она не способна рожать!
Ицхака это не смутило. ведь можно было молиться У него в руках было самое действенное оружие, сотворенное Всевышним: молитва!
(Учит книга «Зоар«, «… что молитва еврея обладает неограниченной силой и перед ней ничто не способно устоять: ни ангелы обвинители, ни сама Мера Суда! Молитва — это работа человека со своими желаниями, это работа по исправлению сосудов получения. Силой молитвы происходит исправление внутренних свойств человека. Происходит исправление наших желаний , чтобы они были приятны Творцу. Молитва — это внутренняя (скрытая) связь между человеческим сердцем и Святым, Благословен Он» (глава «Хаей Сара«).)
Продолжает рав Абарджель: «При помощи молитвы в наш материальный мир притягивается свет Всевышнего и он меняет природный ход вещей в соответствии с нашими желаниями. Так состоялось для праотца Ицхака. Будучи столпом молитвы, он обратился ко Всевышнему, и его святые молитвы сотрясали мироздание до тех пор, пока тяжелый приговор не был изменен: своими молитвами смог подчинить всех ангелов-обвинителей, смягчить меру суда и «создать» для своей жены Ривки чрево! И тем самым привести в мир святую душу нашего праотца Яакова…»
Отсюда важный вывод:
Не только наш праотец Ицхак, но и каждый еврей, по-настоящему молящийся Всевышнему, способен менять природный ход событий!
Как пример — рассказ о силе молитвы из книги рава Ицхака Зильбера (זצל) «Чтобы та остался евреем»
РАВ МЕИР-СИМХА ИЗ ДВИНСКА .
Имя рава Меира- Симхи я слышал в доме отца с самого детства. Но историю, которую я сейчас приведу, мне рассказал очевидец, мой сосед Давид Киль, уже здесь, в Израиле. А потом я прочел о ней в книге ”Безопасность и демократия”, написанной бывшим главой ”Мосада” (израильской внешней разведки) Исером Арэлем. Так что у этого события еще остались как минимум два живых свидетеля.
В дни, о которых говорится, Исер Арэль был еще подростком. Он пишет:
,’В тот год случилось так, что в верховьях Мины неожиданно и раньше обычного времени началось таяние снега и льда, в то время как начиная от самого Минска и далее до Рижского залива было еще очень холодно. Вода, образовавшаяся в результате таяния снега, устремилась в Рижский залив, но встретила на своем пути неожиданно мощную ледяную преграду… Вода начала стремительно прибывать. Бушующая река и огромные глыбы льда в ней причиняли ужасные разрушения. Многие прибрежные деревни были сметены этим потоком, а мосты через Мину разрушены до основания. Ревущая вода приступила и к штурму большой дамбы, окружавшей Минск и защищавшей его. Над юродом нависла тень гибели…
Утром в шабат положение сделалось отчаянным. С минуты на минуту вода должна была либо выйти из берегов, либо прорвать дамбу. Мой отец не знал, что предпринять: остаться с семьей в такой опасный момент или идти в синагогу на утреннюю молитву, чтобы присоединить свой голос к голосу всей общины. Наконец он решительно отправился в синагогу. Я присоединился к нему. В самый разгар молитвы, которая была как никогда взволнованной и то и дело прерывалась отчаянными воплями, в синагогу с криком ворвались евреи со страшной вестью: еще немного, и город будет уничтоженI
Рав Меир-Симха, облаченный в талит, поднялся со своею места и направился в сторону дамбы. Вся община в своих субботних одеждах последовала за ним.
Рав поднялся на дамбу и начал молиться о спасении города. И вдруг, в тот самый момент, когда рав стоял, углубленный в молитву, лед… треснул, льдины зашевелились, зашумели и… двинулись к низовьям реки! Вода на глазах начала спадать!..
Все жители города, в том числе все христиане и среди них заклятые антисемиты, ни на миг не сомневались, что чудом спасения они обязаны праведному раву… сам рав, конечно же, не рассматривал себя в качестве святого чудотворца. Он… просто молил Б-га о милосердии!”
Рассказ Давида Киля совпадает с этим описанием в точности. Киль только добавляет, что городские власти призвали на помощь всех, кого можно. В городе непрерывно служили молебны. Но вода продолжала прибывать, и ее не могли остановить. Тогда латвийские власти официально обратились к знаменитому раввину Ор Самеах. Он пошел к реке с книгой ”Теилим” («Псалмы”), помолился, и наводнение остановилось. Это был невероятный Кидуш а-Шем (освящение Имени Всевышнего)!