С Торой по жизни. Обзор недельных глав. Ваишлах 5784
Начинается глава «Ваишлах» со стиха: » И послал Йааков ангелов пред собой к Эйсаву, брату своему, на землю Сеира, в поле Эдома» (Берешит, 32:4).
На этот стих существует много комментариев.
Один из них в книге «Зоар«:
Спросил рабби Аба: «Почему вдруг Яакову пришло в голову послать ангелов к Эйсаву?
Лучше бы ему сидеть тихо…»
Ответил: «Злодей уважает и боится отца, и никогда не рассердит его. Поэтому именно теперь, когда я в безопасности, хочу с ним помириться. Тогда он увидит, что я его не боюсь!»
Используя эту возможность, Яаков держится линии поведения, которая должна обеспечить ему победу в поединке с братом-злодеем.
Наш праотец принижает себя: «И прошел он пред ними. И поклонился он до земли семь раз, пока не подступил к брату своему» (Берешит, 33:3)
Яаков, как никто, смирил свой дух перед Эйсавом, чтобы потом тот стал рабом ему, и он бы властвовал над ним!
Тогда исполнится сказанное в благословении отца: «… будут работать на тебя народы и поклонятся тебе нации«
Но пока еще не пришло время Машиаха — Яаков смирен и покорен! Он понимает, что нуждается в Эйсаве и поэтому временно «склоняется» перед ним. И в этом было больше мудрости и хитрости, чем во всем остальном, что он делал против Эйсава. И если бы брат-злодей почувствовал то что скрывалось в этой хитрости, он бы лучше себя убил, чем позволить себе дойти до этого. Яаков сделал это все ступенью мудрости и про него сказала пророчица Хана, что Всевышний защитит его от врагов и даст силы его Царю, то есть Машиаху!»
Смирение и скромность, на мой взгляд, доминантные черты в характере нашего незабвенного учителя — рава Ицхака Зильбера (זצל).
Рассказал рав Моше Лебель:
«У нас в ешиве был парень по имени Ицхак Шаяев. Как-то в Субботу после трапезы делали зимун — совместное благословение после еды. Я хотел, чтобы ведущим был этот парень и громко сказал:
— Ну, Ицхак, начинай!
Вдруг, совершенно неожиданно для всех рав Зильбер, который сидел рядом со мной, начал:
— Рабосай, неворех!
Я не понял, почему он вдруг начал говорить, но дети мне объяснили, что раз позвали «Ицхак,» — так он понял, что позвали его. Естественно, я никогда к нему так фамильярно не обращался — или «реб Ицхак», или «квод а—рав», а он, видимо, просто инстинктивно не ждал каких-то уважительных обращений, его позвали, — вот он и начал говорить.
Он не чувствовал себя важным.»
По моей просьбе рав Ицхак подарил свою книгу «Чтобы ты остался евреем» ашдодским пенсионерам. Это фотография его дарственной надписи. Написано просто «Ицхак». А к этому времени — он уже всемирно известный — рав Ицхак Зильбер!!!