С Торой по жизни. Обзор недельных глав. Микец 5784
Недельная глава «Микец«рассказывает о удивительном изменении в жизни любимого сына Яакова-авину. Всевышний награждает Йосефа свободой, величием, за которым видится исполнение его снов. И, что интересно, никто не увидит и не поймет, до поры-до времени, как это произойдет! Но у Йосефа есть помощники, которым объяснили что за интерес у правителя Мицраима к десятерым братьям из Кнаанана, приехавшим в Мицраим за зерном…
Успешно помогают ему сыновья, Ефраим и Менаше, к которым присоединяется чуть позже Биньямин, брат Йосефа по отцу и матери!
Мидраш «Берешит раба» рассказывает, что на трапезе у Наместника Мицраима, куда всех сыновей Яакова пригласили, к их удивлению и беспокойству, отобедать совместно с властителем страны, Йосеф открывает Биньямину, что он его пропавший брат. И просит присоединиться к нему, чтобы испытать, продавших его в рабство на любовь к Биньямину.
Биньямин соглашается, чтобы в его мешок подложили кубок, и тогда получится, что он его «украл» и, значит, станет рабом наместника Мицраима. И в этом будет проверка братьям: как они отнесутся к такому повороту событий?!
Так и случилось… Написано в главе «Микец«: «… и нашелся кубок в мешке Биньямина» (44:12).
Комментарии на этот стих в книге рава Ицхака Зильберштейна «Алейну лешабеах«:
«Мидраш рассказывает, что после того, как кубок наместника был найден в мешке Биньямина, сказали ему братья: «Вор, сын воровки!», намекая, что его мать Рахель «украла» божков своего отца Лавана, когда Яаков ушел тайком из дома тестя к себе на родину…
Более того, к упреку, они добавили младшему брату солидную порцию тумаков.
И что удивительно: Биньямин, взрослый мужчина, отец десятерых сыновей, не из робкого десятка, молча сносит упреки, оскорбления и побои!!!
Он даже не пытается оправдаться и объяснить, что не причастен к пропаже кубка, и, отнюдь, не вор, и нет на нем никакого греха…
И, как видим, удостаивается того, что в его уделе будет построен Храм. И с ним всегда будет Б-жественное Присутствие!»
Добавим размышления рава Баруха Розенблюма. Он задает вопрос: «Как могли главы колен назвать Рахель-имейну «воровкой», и «вором» её сына Биньямина?» — и отвечает на него:
«Рахель забирает с собой божков отца, потому что, во-первых, не хочет, чтобы с их помощью отец узнал бы что Яаков ушел, и попытался бы помешать ему (она выучила это из того, что Яаков уходит от Лавана тайно); и, во-вторых, единственная из всех, пожалев отца, искренне хочет помочь ему понять, что стоят божки, которых можно украсть?!
То есть, она против идолопоклонства! И в награду — за это её сын Биньямин удостаивается Храма в своем уделе. Братья же, называя её «воровкой» имеют в виду непримиримость Рахели с идолопоклонством. Какое это имеет отношение к Биньямину?
Они думают, что сын унаследовал черты характера матери. И так же, как она, хочет отвратить своего отца от служения идолам, её сын хочет, украв кубок у правителя, убедить его отказаться от идолопоклонства!
Однако, сыновья Яакова с этим не согласны! Они избивают Биньямина, упрекая его: «Сейчас не время «воспитывать» правителя. Слишком много поставлено на карту: жизнь и свобода всех сыновей Яакова, а также, угроза для всей семьи, которая может оказаться ( в случае неудачи) страшной реальностью (голодная смерть)!
Но, несмотря на такую реакцию по отношению ко «краже» кубка, в которой все обвиняют самого младшего брата, они через некоторое время готовы или стать рабами Наместника Мицраима, или сражаться насмерть за Биньямина, чтобы не допустить ему стать рабом и навсегда расстаться с отцом Яаковом!
И это дает Йосефу понимание, что его план удался: они сделали тшуву, признав и исправив грех продажи, а значит может теперь прозвучать: «Я ваш брат,Йосеф…»