Личные просьбы в Амиде
Мужи Великого собрания, наделенные глубокой мудростью и пророческим духом, составили молитву, которая включает в себя все стремления и идеалы народа Израиля. Каждое слово амиды написано с величайшей точностью, и все они вместе образуют совершенный текст, с помощью которого каждый еврей может излить душу перед Всевышним в самой возвышенной форме (см. выше, гл. 1, п. 6).
Тем не менее, если человек захочет прибавить к тексту молитвы личные просьбы, он может сделать это во время чтения тринадцати средних благословений, но это недопустимо при чтении трех первых благословений, призванных восславить Всевышнего, и трех последних благословений, в которых мы благодарим Его. В первые и последние благословения запрещено добавлять личные просьбы, чтобы их общенародное значение не отошло на задний план (см. Шульхан арух, 112, 1 и 119, 1).
Личные просьбы должны соответствовать теме благословения. Например, если кто-то из близких молящегося болен, он может попросить его выздоровления в благословении «Исцели нас»; если он нуждается в заработке, об этом можно попросить в благословении «Благослови этот год»; если он хочет, чтобы кто-то из близких ему людей репатриировался в Израиль, он может попросить об этом в благословении «собирающий изгнанников народа Твоего». Особый статус в этом смысле имеет благословение «внемлющий молитве», к которому можно прибавить любые просьбы. Ведь поскольку это благословение завершает череду просьб, оно подразумевает все просьбы, которые мы обращаем к Всевышнему в молитве амида. И если человек хочет прибавить личные просьбы, он должен сначала произнести установленный текст благословения, а затем, перед заключительной фразой, добавить свои просьбы.
По мнению многих авторитетов, если человек добавляет к молитве личные просьбы, это не только не возбраняется, но и всячески поощряется. Ведь личные просьбы, которые человек излагает своими словами, исходят из самой глубины души и пробуждают стремление приблизиться к Всевышнему. Но желательно воздержаться от слишком большого числа личных просьб, даже в благословении «внемлющий молитве», потому что постоянный текст молитвы говорит о нуждах всего народа, и если человек излагает во время молитвы слишком много личных просьб, характер молитвы изменяется. Если же сердце человека склонно к глубокой личной молитве, ее лучше произнести в самом конце амиды, после первого из двух отрывков, начинающихся словами «Да будут желанны Тебе» (Йеѓи рацон). Все, что человек произносит после этого, уже не относится к основной части амиды, установленной мудрецами, но является дополнением к ней, так как считается, что пока молящийся не сделал три шага назад, он все еще стоит в молитве перед Творцом Благословенным (см. Шульхан арух, Орах хаим, 119, 2; Мишна брура, 119, 12).
Личные просьбы нужно излагать ясно и понятно. Например, если человек молится о чьем-либо выздоровлении, он должен упомянуть больного по имени, а изначально (лехатхила) желательно назвать также имя его отца или матери. Но если больной находится рядом, нет необходимости называть его имя, потому что и так ясно, о ком говорится в молитве (см. Мишна брура, 119, 2).