Статьи

Сегодня глубина Торы, отраженная в словах мудрецов, приходит к нам и с помощью интернета. И мы используем эту возможность при участии наших авторов, чтобы приблизить к ее вечным ценностям всех желающих познать Истину.

11
Мар

Недельная глава Торы “Пекудей”

Место в Торе: книга Шемот, гл. 38, ст. 21 — и до конца книги.

По первой фразе: «Вот счета (расходов на строительство) Мишкана. Свидетельства, рассчитанные по приказу Моше левитами под руководством Итамара, сына священника Аарона» (Шемот, 38:21).

На иврите — пекудей.

Первая тема заявлена в самом начале: пекудей – счета.

Глава представляет вполне полноценный бухгалтерский учет: счета Скинии, отчеты по строительству Переносного храма… Одним словом, рассказывает о финансовых затратах. Что может быть скучнее? А между тем, отсюда мы получаем большой урок.

Моше, как руководитель самого большого проекта того времени, дал отчет во всем — до последней, как теперь мы сказали бы, копейки. А Тора этот отчет скрупулезно зафиксировала.

Читаем: «Всего золота, употребленного в деле… золота, что было собрано, оказалось – столько-то. Серебра из общественного исчисления – столько-то». Дальше подробно перечисляется, из чего был сделан каждый элемент Храма.

Зачем? Чтобы сообщить нам: какими бы великими не были общественные цели, на которые собирают средства, сколь высоким авторитетом ни пользовался бы распорядитель, на нем лежит обязанность отчитаться в расходах перед теми, кто вручил ему средства. Перед всем народом.

В Мидраше рассказывается, почему пророк, которого сама Тора называет нэеман (достойным доверия), решил дать полный отчет. Однажды он услышал за своей спиной шепот. Разговаривали двое. Один сказал: «Что-то в последнее время потучнела шея сына Амрама». (Отца Моше звали Амрамом.) Второй ответил: «Неудивительно, ведь он ведает всем, что предназначено для Храма». Тогда Моше дал клятву: «Как только Храм будет построен, я дам точный отчет обо всех расходах».

Сам Моше знал, что ничего не утаил. Тем не менее, представил подробный рапорт о своих действиях, ибо меньше всего хотел, чтобы его заподозрили в злоупотреблениях.

Отсюда мы учим правило: человек должен стараться очистить себя от любых подозрений в глазах людей, а не довольствоваться общим утверждением – мол, «Я чист, Б-гу об этом известно, а вы думайте что хотите».

На тему отчетности перед обществом есть в Торе несколько специальных законов. Приведем один.

Человек, отвечавший за деньги фонда Иерусалимского Храма, во время работы – например, когда он собирал пожертвования или входил в храмовую казну, – не мог носить одежду с двойным швом (где можно было бы спрятать деньги), широкий пояс и даже белье под верхним платьем. И все для того, чтобы никто не сказал: «разбогател, потому что заимствовал из собранных денег».

Повторяем, человек должен вести себя таким образом, чтобы его поведение было безупречным не только с точки зрения строгого закона, но чтобы оно не возбуждало подозрений также и в глазах окружающих.

Вторая тема – сроки возведения и освящения Переносного храма.

Комментаторы, на основании сведений из Устной Торы, сообщают, что приказ приступить к возведению Храма евреи получили на следующий день после Судного Дня, Йом Кипура, как только Моше вернулся с горы Синай, откуда принес Скрижали с Десятью заповедями. В этот день народ был прощен Творцом за грех создания золотого тельца. Потому и был дан приказ собрать средства и соорудить Храм, в котором бы совершались жертвоприношения для искупления грехов.

Первый же грех после получения Торы привел к необходимости создать механизм исправления грехов. Таким «механизмом» стал Храм. Каждый, совершивший запрещенный Торой проступок, был обязан, кроме всего прочего, принести жертву очищения. Без этого исправление не засчитывалось.

Казалось бы, на то, чтобы возвести «механизм», могли уйти годы. Но читаем: «В первый месяц второго года, первого числа месяца, – был поставлен Мишкан» (Шемот, 40:17).
Если Йом Кипур – десятый день седьмого месяца (так исчисляет месяцы года сама Тора) и если в году 12 месяцев, то до первого числа первого месяца следующего года прошло полгода без десяти дней.
Храм – за полгода! Это воистину «ударная стройка». Оперативность, проявленная народом, свидетельствует о том, что евреи прекрасно понимали: доверие Всевышнего, утраченное после «греха с золотым тельцом», надо срочно вернуть.
Ведь за грех тельца Всевышний, как Он объявил Моше, решил евреев уничтожить, а в Святую землю ввести потомков Моше. Но пророк молитвой уговорил Его не приводить приговор в исполнение. Он был уверен, что народ исправится. И народ его не подвел: Храм был закончен в считанные месяцы…
Отметим, что до «первого числа первого месяца» осталось совсем немного. Шестого апреля в нынешнем, 2000-м, году (если использовать принятый календарь), можно будет отметить юбилей освящения Переносного храма, построенного евреями в Синайской пустыне. С той поры прошло ровно 3312 лет – день в день.
Написано: «Вот счета (на строительство) Мишкана… рассчитанные по приказу Моше трудом левитов под руководством Итамара…».
Что еще за «труд левитов»? Составить опись и представить отчет – это трудно? Да и причем здесь левиты, люди колена Леви, которые были призваны выполнять при Переносном храме совсем другую работу (ставить его на стоянках, носить во время переходов по пустыне)?
Как отмечает комментатор раби Ицхак Абрабанель, отчеты составлялись под руководством Итамара, сына главного священника в Храме. Потому что Итамар славился мудростью и своими способностями к счету и измерению. Короче говоря, был он хорошим математиком и организатором. И Тора рассказывает об этом, чтобы сообщить: нет труда тяжелее и ответственнее, чем вести честный учет, связанный с деятельностью других людей. Свести баланс своих дел – в этом преуспеет каждый. Но сделать это для всего общества – такое было под силу только левитам, на своих плечах носивших груз Храма.

 Реувен Пятигорский

Рубрику ведет рав Элиягу Эссас


Оставить Комментарий