Недельная глава Торы “Тазриа”
Место в Торе: книга Ваикра — гл. 12, ст. 1 до гл. 13, ст. 59
В первой определяющей фразе (12:2) говорится: “Скажи сынам Израиля так: Если женщина зачнет и родит сына…” (Ваикра, 9:1). На иврите “зачнет” — тазриа.
С этой фразы Тора начинает обсуждение понятий таѓор и таме человека и его окружения — одежды и дома.
Для того, чтобы определить их, представим, что душа человека — среда (медиум), через которую осуществляется связь Всевышнего и человека. Точнее, каналы связи. Если человек поступает неправильно, даже в помыслах, каналы “засоряются”, утрачивают чистоту, т.е. становятся таме. Если и в мыслях и в поступках человек стремится выполнять волю Всевышнего, действует согласно желанию Творца, его каналы очищаются и становятся таѓор.
В земном мире, на нижнем уровне устройства мира результат неправильного образа жизни (включая питание) подобен склерозу сосудов. Также, как коррекция питания, повышение жизненной активности ведет к очищению сосудов, исправление действий и намерений очищает каналы связи с Всевышним.
Поскольку речь идет о духовных понятиях, человек не может “открыть” законы таѓор–таме, они даны Всевышним — в Торе.
И еще одно замечание. За редкими исключениями эти законы могут обнаружить себя в жизни только при более очевидном, чем сегодня, проявлении Присутствия Творца. На практике это означает, что большая часть этих законов неприменима, пока нет Иерусалимского Храма.
И все же их изучение приносит и пользу — оно, как, впрочем, изучение любых частей Торы, влияет на душу человека, возвышает ее. Кроме того, мы извлекаем из них информацию об устройстве мира.
Глава начинается с определения статуса роженицы. Рождение человека, приход в наш мир новой души — высочайшая реализация потенциала женщины. И именно в момент родов в ее душе происходит нечто неожиданное.
В тексте Торы определяется результат этого неожиданного явления. Родившая сына считается таме семь дней и еще тридцать три дня. Родившая дочь — четырнадцать дней и еще шестьдесят шесть.
Когда этот период заканчивался, женщина приносила корбан (жертву Всевышнему) в Храм и лишь после этого возвращалась в состояние таѓор.
Что же с ней происходило?
Тора заглядывает, если можно так выразиться, в глубины глубин человеческой души. Независимо от того, сильные или слабые боли сопровождали роды, в душе женщины возникает мысль: “Зачем это все? Не хочу…”. В этот момент она сожалеет о прошлом и отказывается повторить это в будущем.
Почему? Дело в том, что плод в чреве матери, не родившееся, но уже живое существо, связано с ней не только пуповиной, но и весьма активным “взаимодействием” душ. Недаром принадлежность еврейскому народу определяется по матери. Только если мать — еврейка, ребенок автоматически рождается евреем. В других случаях человек сам выбирает — хочет ли он стать частью еврейского народа. И должен пройти процедуру гиюра в точном соответствии с законами Торы. Иного способа “стать евреем” у него нет.
Однако вернемся к роженице. Разрыв между женщиной и родившимся ребенком вызывает “поломку” в ее душе, подобную резкому сужению сосудов или стенокардическому приступу. Женщина получает статус таме и не может (во времена Храма) касаться продуктов питания, многих предметов (изложение законов здесь упрощенное), чтобы они не стали тоже таме.
На успокоение души и ее возвращение в нормальное состояние даются те самые тридцать три или шестьдесят шесть дней. Важная часть процесса “остывания” — усилия материального характера. Среди них — покупка животного и принесение его в Храм, в жертву.
Почему количество дней таме различно при рождении мальчика и девочки? Что означает статус таме в приложении к неживым объектам (продукты питания и т.п.)?..
Вначале Всевышний сотворил небо и землю (Берешит, 1:1) — таков был порядок сотворения мира. Небо — его мужская сторона, Земля — женская. Отсюда следует, что рождение мальчика должно в каком-то смысле предшествовать рождению девочки. А значит, “сужение духовных сосудов-каналов” при рождении девочки сильней.
Подчеркнем, что такое происходит не только при первых родах и не зависит от того, рожала ли женщина до этого мальчика. Каждая беременность — отдельный процесс.
Теперь о предметах, которые могут стать таме. Мы говорим о статусе человеческой души. Можно ли сказать нечто подобное о предметах? Оказывается, и они при контакте с источником таме — человеком или предметом — не только сами становятся таме, но и, соприкасаясь с другими предметами, передают им этот статус, т.е. превращаются в источники “загрязнения” (и здесь процесс излагается упрощенно).
Напомним, что в своем большинстве законы таме и таѓор действуют лишь в условиях, когда существует духовный механизм Иерусалимского Храма (Второй Храм разрушен в 68 г. н.э.).
Далее рассматриваемая нами глава говорит об общих для мужчин и женщин законах таѓор и таме — об особом поражении кожи, которое на иврите называется нега (мнж.ч. — негаим). Общее состояние, вызванное негаим — цараат. А человека в таком состоянии называют мецора. Все это специальные термины, которые не имеют аналогов в русском языке.
Речь идет о физическом недуге, проявляющемся на теле, на коже человека, который свидетельствует о духовных “неполадках”. У этого недуга нет ничего общего с кожным заболеванием проказа, а если где-то слово мецора и употребляется в таком значении, это следует отнести к неточностям в переводах Торы. В тексте Торы об этом говорится: “Человек, у которого появится на коже припухлость, или корка, или пятно, и будет подозрение, что это — нега цараат, приведен будет к Аарону-коэну (священнику) или к одному из его сыновей. И увидит коэн это поражение (нега)… и признает его таме” (Ваикра, 13:2-3).
То есть с такими проявлениями на коже нужно идти не к врачу, а к служителю Храма — коэну. Более того, законы Торы прямо говорят, что только коэн способен определить статус человека — мецора он или таѓор. Если при кожном поражении коэн засвидетельствует, что человек — таѓор, следует обратиться к врачу.
Какую же процедуру назначает коэн? Ту же, что и в случае с роженицей. Сначала — определенный период самоизоляции, размышлений и т.п. Потом, приложив реальные усилия, поработав над собой, человек освобождается от неги, и его объявляют таѓор.
В этой главе описываются случаи негаим на коже человека и даже на его одежде (бывало и такое). Однако важнее понять, какие причины приводят к негаим. Об этом — в следующей главе.
Автор текста Элиягу Эссаc