Седьмой день Песаха
Седьмой день Песаха — символ завершения Исхода.
Седьмой день — снова йом-тов, «полный» праздник. Что же мы празднуем?
В ночь на 21-ое Нисана, на седьмой день после Исхода, еврейский народ вышел на берег Красного моря. Сзади наступала хорошо вооруженная и обученная египетская армия во главе с фараоном, ожидавшая только рассвета, чтобы «вернуть» беглых рабов. Впереди — море. Сердца людей, еще недавно живших рабской жизнью, сжались в страхе. Да и надежды не было: отборные воинские части знали свое дело. Но Всевышний сказал Моше: евреи должны перейти море. И народ пошел. Точнее, все происходило так, как обычно происходит при большом скоплении людей: сначала только один пошел в воду, затем двинулось одно из двенадцати колен, за ними — остальной народ, все двенадцать колен. И вдруг море расступилось, словно чья-то рука рассекла его на двенадцать проходов, обнажив в каждом из них сухое (!) дно.
А египтяне? Когда солнце поднялось выше, они увидели эти двенадцать проходов и устремились за евреями. Но дно под их колесницами неожиданно оказалось вязким… Колеса стали застревать, а к этому времени евреи уже вышли на другой берег. Когда же они обернулись, то увидели блестящую армию фараона, борющуюся с песком. И тогда воды моря сомкнулись…
После всех десяти казней, обрушившихся на Египет, после неудержимого стремления евреев к свободе египтяне имели время и возможность осмыслить устройство мира, осознать, Кто правит им, понять, чего Он хочет от человека.
Но египтяне совершили ошибку, не раз повторяемую и после них. Они решили «перекроить» историю по-своему. Они решили, что колоссальная сила и всевозможные науки, эта «идеологическая надстройка», эти «измы» — обеспечат им власть над миром и возможность управлять миром по законам, противоречащим Воле Всевышнего.
Они не воспользовались отпущенным им временем. Они ничего не поняли. И, подняв руку на еврейский народ, а на самом деле — на самого Творца мира, они погибли этой ужасной смертью.
* После праздничной вечерней молитвы (маарив) происходит праздничная трапеза. Ее порядок мы уже знаем: кидуш, нетилат ядаим, благословение на мацу, в конце — биркат га-мазон.
* Утром молитва в синагоге напоминает первый день Песаха. Но есть и отличия. В частности, Галель читают не полностью, опустив два отрывка. Почему?
В седьмой день мы празднуем окончательное освобождение. Но главным событием того дня была гибель египтян. Безусловно, они сами выбрали себе такую судьбу. Это они хотели нас уничтожить. И справедливо наказаны. Но египтяне — тоже творение Всевышнего. Им, как и каждому человеку, был дан большой потенциал, большие возможности. И мы не можем считать нашу радость ничем не омраченной. Поэтому текст Галеля читается не полностью.
Это поучительный пример еврейского взгляда на мир.
* После синагоги дома совершается кидуш и праздничная дневная трапеза.
* В субботу, которая приходится на неделю празднования Песаха, в синагогах (утром, после чтения Торы) читают (Шир а-ширим) — Песнь песней — одну из книг Танаха. Ее написал царь Шломо (Соломон), сын царя Давида. В ней раскрывается — в аллегорической форме — глубинная суть, внутренняя пульсирующая напряженность и великая красота взаимной любви еврейского народа и Всевышнего.
* Семь дней праздника Песах подходят к концу. С наступлением вечера делают (авдалу), разделение между праздничным днем и буднями. Берут бокал вина и после благословения на вино произносят:
«Благословен Ты, Всевышний… разделивший между возвышенным и будничным, между светом и тьмой, между Израилем и другими народами, между днем седьмым (субботой) и шестью днями Творения…»
Что же дальше?
Праздник закончился. Нам немного грустно. Но уже слышно тиканье часов. Идет отсчет времени: от дня Исхода — сорок девять дней. После первого дня Песаха в каждой вечерней молитве считают дни. Этот подсчет называют (сфират аомер). Как египтяне угнетали наш народ, мучали и истребляли его в рабстве (наши Учителя отметили, что евреи опустились на сорок девять ступеней (уровней) вниз и с каждой ступенькой погружались во мрак еврейские души) — так разгибался, возвышался и просветлялся еврейский народ, возвращаясь из дома рабства в Эрец Исраэль. Сорок девять ступеней вниз и сорок девять шагов вверх. Ровно через семь недель мы, весь народ, уже стояли у горы Синай и слушали голос Всевышнего, Его слова, произнесенные для нас Им самим. Он признал нас достойными получить драгоценнейший сосуд — Его Тору. И мы пошли дальше, в Землю Израиля.
День получения Торы мы отмечаем в праздник Шавуот.