Недельная глава Торы “Эмор”
Место в Торе: Ваикра, гл. 21, ст. 1 — гл. 24, ст. 21
По первой фразе, в которой говорится: “И сказал Всевышний Моше: скажи коэнам (служителям), сынам Аарона…”. Эмор в переводе с иврита — скажи.
Можно сказать, что в нашей главе — три основные темы, взаимосвязанные на глубоком, подтекстовом уровне.
Первая тема — некоторые особенные законы Торы, касающиеся не всех евреев, а только служителей Иерусалимского Храма (коэнов).
Вторая тема — праздники.
И третья тема поднимает вопрос, как поступить с человеком, который посылает проклятия в адрес Творца.
Прежде чем приступить к обсуждению каждой темы, посмотрим, что их объединяет и связывает.
Отметим, что общий “лейтмотив” главы следовало бы обозначить словом служение.
Служение чему-то, как правило, подразумевает ограничения. Человек не по своему выбору, а согласно требованиям (законам), должен выделить какое-то конкретное время для выполнения определенной работы, предусмотренной служением. А для этого в нужное время он должен находиться в том месте, где служение осуществляется.
Не менее важно иметь и определенный настрой души, чтобы служение не было формальным, не превратилось в обыденную службу.
Есть еще один момент — цель, нечто весьма конкретное, к чему человек в процессе служения должен стремиться. Стремиться постоянно, не забывая о цели, что нередко случается, когда человек погружается в отведенную ему сферу деятельности.
Вот почему глава от законов переходит к перечислению праздников — всех дней, когда евреям надлежало приходить в Иерусалим. Исключения делались лишь для больных или тех, у кого были какие-то иные, достаточно веские причины.
Коэны служили не только Всевышнему, но и народу. Более того, они жили за счет народа, который отдавал в их пользу около трех процентов своих доходов. Стоит забыть об этом — и в служении появляется фальшь.
И, наконец, третья тема. И коэны и народ служат Всевышнему. Осознание того, Кто управляет нами, Кто Хозяин мира — неотъемлемая часть служения. Поэтому глава завершается рассказом о последствиях недостойного отношения к Творцу.
А теперь рассмотрим названные темы более детально.
Тора ограничивает возможности коэна участвовать в похоронах. Ему позволяется хоронить только самых близких родственников. Как сказано: “Не разрешается коэну становиться таме (засорять духовные каналы), оказавшись на близком расстоянии от умершего. Исключение: мать, отец, сын, дочь, брат и незамужняя сестра”. (Гл. 21, ст. 1-2).
Ограничивает Тора коэна и выборе невесты. Он не должен брать в жены разведенную или женщину, которая вступала в интимные отношения с мужчиной. Однако жениться на вдове коэну дозволяется.
Чем обусловлены такие запреты?
Дело в том, что участие в похоронах вызывает состояние подавленности. Не лучшее состояние духа бывает и от того, что женишься на женщине, другим мужчиной отвергнутой. Безусловно, среди этих женщин много очень достойных. Их с полным на то основанием берут в жены другие, всеми уважаемые люди. Однако в душе таких мужчин происходит тонкий, никому, даже им самим, не заметный надлом. А для коэна даже это недопустимо, ибо мешает его служению, нарушая цельность его личности.
Интересно, что коэн-гадоль (главный коэн) не имеет права жениться не только на разведенной, но и на вдове. Этим Тора дает глубокий урок, — а в ней нет случайностей — который заключается в том, что смерть мужа на самых высоких духовных уровнях тоже может рассматриваться как некая форма “развода”.
Важно отметить, что законы о коэнах действуют и сегодня. Коэна-гадоль у нас, разумеется, нет, ибо нет Храма. Однако прямые потомки Аарона, брата Моше, есть в каждом поколении евреев. И их немало — примерно 2-3 процента еврейских мужчин.
Кто считается коэном? Еврей, у которого отец — коэн, но при условии, что отец не женился на запрещенной ему для брака женщине. Если закон о женитьбе коэна нарушен, сын от такого брака — не коэн.
Есть еще одна категория женщин, на которых не могут жениться коэны.
Речь идет о гиёрет, т.е. женщине, не рожденной еврейкой, но сделавшей гиюр — завершившей процесс перехода в еврейство.
Вкратце суть гиюра заключается в следующем. Всем сердцем человек осознает существование Всевышнего, единого Творца. Не признает никаких религий и мировоззренческих теорий — только Тору, ее законы. Уверен, что Тору — Письменную и Устную — дал еврейскому народу сам Творец, что все законы еврейского образа жизни необходимо соблюдать.
Если бейт-дин (раввинский суд) убедится, что человек искренен в своем стремлении и для соблюдения законов еврейской традиции обладает достаточным объемом умений и знаний, суд выносит постановление, согласно которому “кандидат на гиюр” может стать гером (если речь о мужчине) или гиёрет (если речь о женщине). Мужчине для завершения процедуры необходимо сделать обрезание (брит-мила) и окунуться в микву (особый бассейн, наполненный водой); женщине — окунуться в воды миквы. Только после этого человек может быть причислен к еврейскому народу.
В нашей истории было немало выдающихся геров. Например, Рут. Она приняла еврейство. А ее внуком стал царь Давид, всей своей жизнью олицетворявший идеал истинного еврея.
Или Онкелос. Став гером более 1800 лет назад, он настолько глубоко изучил Тору, что его комментарий — перевод Торы на арамейский язык — печатается практически во всех изданиях Пятикнижия.
Как видно из приведенных примеров, геры на пути постижения Торы способны добиться колоссальных успехов и снискать уважение нашего народа. Почему же коэн не имеет права жениться на гиёрет? Даже если он — условно скажем — обыкновенный человек, а она — праведнейшая из женщин.
Ответ — в плоскости духовной. Коэн, напомним — прямой потомок Аарона. Почему именно Аарон удостоился чести стать первым в еврейской истории коэном-гадоль? Потому что обладал весьма уникальным качеством. О нем сказано так: “оѓев шалом ва-родеф шалом” (Мишна, Пиркей Авот), что в условном переводе на русский язык означает “Душа, обладающая единством и гармонией (шалом) и стремящаяся к устранению недостатка единства и гармонии”.
Теперь посмотрим, что общего у разведенной женщины и гиёрет? То, что в обоих случаях когда-то было разрушено единство и гармония. С разводом — понятно. Что касается гиюра, хотя материальных доказательств мы не имеем, есть основания полагать, что человек принимает иудаизм потому, что его душа по происхождению была еврейской, просто в какой-то период оторвалась от “объединенной души” нашего народа.
Тогда становится ясно, что личные качества гиёрет или разведенной значения не имеют. И та и другая могут быть весьма достойными женщинами, не виновными в разрыве единства. В случае с гиёрет это и без объяснений очевидно. Но и состоявшая ранее в браке женщина… Достаточно часто не в ней конкретная причина развода.
Однако потомство Аарона из поколения в поколение должно сохранять ненарушенный потенциал единства и гармонии души.
Это объясняет, почему коэн-гадоль не может жениться даже на вдове. Требования к нему выше, чем к обычному коэну. Ведь он и только он имеет право входить в Кодеш кодашим — Святая Святых (внутреннее помещение Храма, концентрация святости в котором столь велика, что для вхождения в контакт с ней нужен очень высокий уровень потенциала единства и гармонии).
Истинная причина смерти человека людям не известна. О ней знают, а точнее сказать — ее определяют в очень высоких духовных мирах. Там, в этих мирах остается “память” о бывшем муже вдовы, о его смерти. И коэн-гадоль не может взять в жены вдову, ибо в противном случае на самых высоких духовных уровнях в его душе произойдет “поломка”.
От законов наша глава переходит к перечислению праздников — всех без исключения праздничных дней, которые Всевышний для нас определил.
Интересно отметить, как в Торе начинается это перечисление: “…Предназначенными днями Всевышнего, которые вы будете называть возвышенными днями, (только) они будут таковыми” (Гл. 23, ст. 2).
Иначе говоря, у еврейского народа не может быть других полных праздничных (точнее — предназначенных, выделенных) дней, кроме тех, что отведены Творцом. Возможно появление полупраздничных. Но настоящие праздники — только те, которые перечислены в этой главе Торы.
Имеет значение и порядок перечисления: Суббота, Песах, Шавуот, Рош а-Шана, Йом Кипур, Суккот, Шмини Ацерет.
Обратим внимание, что первым праздничным днем назван Шаббат (суббота). Потому что Суббота — основа основ еврейской жизни.
Отметим, что в Торе указаны точные даты всех праздников — по еврейскому календарю. Их нельзя переносить, праздновать раньше или позже.
Еврейский календарь имеет космический духовный смысл. Например, пасхальный седер проводится строго определенного числа и только вечером. Потому что на все времена в духовных мирах в этот самый вечер “ждут” нашего рассказа об Исходе из рабства. И если мы в назначенные часы едим мацу и ведем рассказ об Исходе так, как об этом написано в Торе, в этот момент, мир получает, если можно так выразиться, подкрепление смысла своего существования. Смысла, заложенного Всевышним еще до сотворения мира.
Заканчивается наша глава, как уже говорилось, законами, связанными с поведением людей, посылающих проклятия, недостойным образом отзывающихся о Творце. Проклятие на иврите — клала. На более глубоком уровне это слово можно прочитать как “легковесность”, “умаление значения объекта”. В данном случае речь идет об активном желании приуменьшить или попытках дискредитировать роль Творца в жизни людей (прежде всего, мы говорим здесь о публичных проклятиях и “богоборческих” высказываниях). Если подобные “выпады” оставлять без реакции, они способны уничтожить души не только проклинающих, но и тех, кто эти проклятия слушал. По законам Торы следует приложить все усилия, чтобы предотвратить или, по меньшей мере, приостановить проявления духовного безумия.
Последняя часть главы завершающим аккордом окончательно выстраивает общую линию сказанного. А говорится в нашей главе, от первой до последней строки, об одном — как правильно использовать наш духовный потенциал, как сделать мир вокруг нас лучше, как сделать, чтобы он соответствовал замыслу Всевышнего в момент Творения.
Рав Элиягу Эссас