С Торой по жизни. Обзор недельных глав. Эмор 5784
В недельную главу «Эмор», подарено мне было одно понимание, через перевоплощение душ…
Я уже говорил, что выучил из многократного возвращения душ в наш мир, одно правило: человек в новом воплощении (помимо исправления своих предыдущих ошибок), еще и повторяет то, что у него было в предыдущей жизни.
(Кстати, слышал это от рава Бенциона Муцафи в его уроке на недельную главу «Пинхас»).
Рассказывает Тора в главе «Эмор» о случае богохульства, который произошел в первый год пребывания евреев в Пустыне. Богохульник (המקלל) – Г̃амекалель был сыном Шломит бат Диври, ‒ еврейки из колена Дана, которая оказалась единственной из праведниц великого Поколения Пустыни, покорившейся прихоти мужчины-мицри. Для нас важно отметить, что Шломит не искала этих отношений, она приняла злодея за своего мужа. Всякого рода злопыхатели ухмыляются: «Как женщина не может отличить мужа от чужого мужчины?» И в этом пошлом вопросе ‒ их попытка очернить праведных еврейских женщин. Однако, отвечая всем насмешникам, мы утверждаем, что этот особый случай, ‒ как свидетельство величия Поколения Пустыни в скромности интимных отношений между мужчинами и женщинами, подобно тому как, выучили о их высоких моральных качествах в истории с посланниками Кораха, сбежавшими от распущенных волос жены и дочки Она бен Пелета. Помимо скромности, мог сыграть и другой фактор: вероятнее всего мицри «выдернул» из дома ее мужа буквально накануне исполнения ими заповеди «плодиться и размножаться», и, возможно, это была ночь, когда женщина окунулась в микву. И если злодей действовал в угоду своему животному желанию, то Шломит вела себя во имя Небес, думая, что возвратился ее муж. Этот коварный мицри овладел ею силой хитрости и обмана, и поэтому с точки зрения еврейского закона у нее статус изнасилованной женщины. Из мидраша мы узнаем, что ребенок, родившийся от насильника, когда вырос, стал злодеем. И это видно из его насмешек над повелением Моше-рабейну оставлять испеченные в йом-шиши лехем г̃а-паним (хлеба предложения) на столе сроком на девять дней, а после замены новыми, разделять между коэнами. Он во всеуслышание говорил: «Подобает ли, чтобы в Святилище, во дворце Царя, хлеб разделяли через девять дней после того, как его испекут, когда он уже черствый?» Этот грешник не верил в чудеса! Поводом для его бунта стала ссора с евреем из колена Дана, сделавшим ему замечание, когда он раскинул свой шатер среди колена Дана. Когда ему сообщили, что принадлежность к колену определяется по отцу, он стал наводить справки о своем отце. Узнав, что его отец ‒ мицри, которого убил Моше-рабейну, произнеся Четырехбуквенное Имя Творца, сын Шломит стал выкрикивать то самое Имя, проклиная и хуля Его! Отсюда можно сделать вывод: у Г̃амекалеля (Тора даже не называет его имени) претензии не столько к еврею из колена Дана, с которым он «сцепился» в начале конфликта, и не столько к Моше-рабейну, убившему его отца-мицри, а к Всевышнему, который допустил восторжествовать изощренному коварству, когда его похотливый отец забрался в постель к Шломит бат Диври, навсегда определив, его, еврея по матери, в безродные! И это попахивает «каинством»: ‒ Где Эвель, брат твой? ‒ спросил Г̃ашем, как бы побуждая Каина ответить: «Я плохо сделал, убив его, и сожалею об этом.» В ответ Каин бесстыдно изрек: «Ты поставил меня хранителем поля и виноградника. Но разве я знаю, куда он пошел? Ты ‒ хранитель всех тварей, зачем Ты меня спрашиваешь, где он?
В этом ответе, кроме всего прочего, содержался тонкий упрек Всевышнему. Слова злодея подразумевали: «Хранитель вселенной ‒ Ты! Тогда почему Ты позволил мне убить его?!»
Учат наши мудрецы: убитый Моше-рабейну мицри ‒ воплощение души Каина. Поэтому неудивительно, что черту «правдоискателя» Г̃амекалель унаследовал от своего отца. Подводя итог всему сказанному отметим, что этот злодей первым в истории еврейского народа, получившего Тору у горы Синай, «удостоился» скилы (забрасывания камнями)! Предвижу вопрос: а какое отношение вышесказанное имеет к нашему разговору об Орпе? Дело в том, что в Танахе есть еще один «герой», который напоминает нам Г̃амекалеля, и это ‒ Гольят (גָּלְיָת). И, если путем их сопоставления мы найдем общее и похожее, что засвидетельствует о перевоплощении душ, то сможем сказать, что рождение Гольята, как и Г̃амекалеля, было от насилия над его матерью.
В их именах общая буква «ל». Оба были насмешниками над законами Торы и хулителями Имени. Оба упрекали Всевышнего, что Он, якобы, лишил одного ‒ родословной и земельного удела в Исроэле, другого ‒ царства. Для того, чтобы их наказать смертью были избраны камни (у Г̃амекалеля ‒ для скилы, а у Гольята ‒ в качестве оружия Давида), причем решительный удар нанес первый камень… И, наконец, оба родились от … насилия (что и требовалось доказать).
И еще одно наблюдение, которое появилось чуть позже. Написано о Гамекалеле: «И вышел сын жены-исроэлит, а он сын мужа-мицри, среди сынов Исроэля, и ссорился в стане сын исроэлит, и муж исроэли» (Ваикра, 24:10). Сравним с тем, что написано о Гольяте: » И вышел из станов Пелештимских единборец по имени Гольят, из Гата» (Шмуэль 1, 17:4). (Это «совпадение» в пользу версии о перевоплощение душ).
Я преднамеренно выделил эти слова. В первом случае «вышел» на свою погибель. (Поссорился с важным евреем из колена Дана, (вполне допустимо, что с самим руководителем колена Ахиэзером бен Амишадаем, так как назван (איש); услышал постановление суда Моше-рабейну, о том, что неправ; стал кощунствовать и был побит камнями). Как видим, ключевое событие — ссора — произошла в стане колена Дана.
Гольят тоже «вышел» на свою погибель, но «из станов Пелештимских». Спросим, почему пророк Шмуэль говорит о стане во множественном числе?
Мальбим, на основании текста «Книги Шмуэля» объясняет, что на войну с евреями плиштим собрали в одно объединенное войско все свои отряды (станы). (Возможно, всех пяти городов-государств).
Добавим сюда в качестве дополнения то, что попытаемся объяснить на уровне толкования Торы — «ремез» (намек).
Предположим, что пророк Шмуэль через руах а-кодеш видит связь Гамекалеля и Гольята. Употребление слова «станов» (множественное число) намекает на связь упомянутых событий, разделенных веками. Гамекалель затеял ссору с важным евреем в стане Дана. Гольят выходит из объединенного войска плештим (стана), чтобы сделать тикун (исправить) ссору Гамекалеля в стане Дана. Но не исправляет ее, а усугубляет! Поэтому «стан» во множественном числе. У Гольята есть потенциал многое исправить, потому что он назван мужем (איש). Но этот «муж» ищет себе достойного противника — «мужа брани»! По пшату (прямому пониманию) с ним на поединок, ни много ни мало, выходит Давид сын Ишая — будущий прославленный царь Исроэля, к тому времени тайно помазанный на царство! По ремезу — Гольят желает сразиться (как говорят комментаторы) со Всевышним, который и называется Мужем Брани! И не только потому, что не согласен с выбором Небес царя евреев в пользу пусть «молодого, румяного и красивого» Давида, а не его — великого воина, сына гийорет Орпы, уступившей своей младшей сестре заслугу создания царского рода, но и с целью не согласиться с наказанием Гамекалеля! Поэтому этот злодей появляется перед еврейским войском утром и вечером, (когда читают молитву «Шма», чтобы помешать евреям утверждать над собою царство Создателя), заодно проклиная их Небесного Отца…