С Торой по жизни. Обзор недельных глав. Аазину 5784
У Творца есть отдельная причина прекратить жизнь человека — невыполнение условий хранения Б-жественной Души
Раби Хаим-Йосеф-Давид Азулай (Хида) в книге «Дварим ахадим» (это не самая известная, но очень содержательная книга великого сефардского законодателя и каббалиста: 32 специальных больших комментария для важнейших Суббот года) показывает интересный пример использования галахического спора по имущественному вопросу в исследовании основ взаимоотношений Б-га и человека.
Толкование автора приурочено к отрывку недельной главы, где нашему народу выдвигаются обвинения:
Твердыню, тебя породившую, ты запамятовал, и забыл ты Б-га, тебя выведшего («выведшего из утробы» — Раши). И увидел Б-г, и обвинил [народ] от гнева на сыновей Своих и дочерей Своих. И сказал: Сокрою лицо Моё от них, увижу, что будет с ними в конце.
Сначала Хида цитирует ещё одну замечательную книгу — «Эш Дат» другого выдающегося сефардского мудреца — р. Хаима Альфандри, где и обнаруживается вышеупомянутая оригинальная идея. Там р. Хаим приводит галахическую дискуссию из книги «Бейт Йосеф» (написанной составителем «Шулхан Оруха» р. Йосефом Каро). В 176-ой гл. Свода Законов «Хошен Мишпат» спрашивается: если один из компаньонов-евреев нарушил изначальные условия партнёрства, вправе ли второй компаньон в одностороннем порядке разорвать партнёрство, или же следует дать возможность нарушителю исправить свою ошибку (например, оплатить убыток) и пока сохранить общее дело? Мнения великих законодателей разделились: Раби Моше бен Маймон (Рамбам) устанавливает (согласно трактовке р. Йосефа Каро), что партнёру-нарушителю следует дать шанс исправиться, и сразу разрывать партнёрство нельзя; р. Мордехи Ашкенази (законоучитель, живший в Германии 7 веков назад) полагал, что пострадавший компаньон имеет полное право сразу выйти из бизнеса.
Эту дискуссию (принципиально-важную, чисто-практическую) р. Хаим применяет к известнейшему отрывку Талмуда (Нида, 31): «Три компаньона есть в [рождении] человека — Вс-вышний, отец и мать». Творец вкладывает в «новый бизнес» душу, родители «дают тело». И поскольку в начале того же отрывка в Талмуде изложены условия партнёрства (классический отрывок «заклинают его — будь праведником»), получается, что если родившийся не является праведником (т.е. родители недоглядели, недовоспитали и, тем самым, нарушили условия контракта с Б-гом), то тогда по мнению Рамбама Вс-вышний ещё даст шанс исправиться, а по мнению р. Мордехи Ашкенази может немедленно выйти из партнёрства — забрать душу.
Эта яркая идея, как пишет Хида в книге «Дварим ахадим», позволяет разъяснить вышеприведённый отрывок недельной главы: «Почему мысль о забвении Творца евреями повторяется дважды»?, — (см. начало цитаты из Торы). Раши утверждает, что Творец «вывел» человека в этом контексте именно «из утробы»: почему тут говорится о рождении? Что означает продолжение «и сказал и т.д»?
Представляется, что даже исходя из мнения Рамбама (говорящего, что, несмотря на нарушение условий, партнёрство сохраняется), если один из партнёров изначально обговорил, что в случае нарушения контракта он будет иметь право выйти из дела сразу же, такое изначальное условие правомочно, и нарушение второй стороны разрушит партнёрство. А тут ведь (как написано в упомянутом отрывке Талмуда) человека сразу предупреждают, наделяя его душой: «Душа, которую [Он] дал тебе, чиста; если ты сохранишь её в чистоте — хорошо, если нет, Он заберёт её у тебя» (трактат Нида, лист 30). Поэтому в данном случае нарушение второй стороны аннулирует партнёрство по всем мнениям.
И в нашей же главе написано, что народ «оставил Б-га», «гневил Его чуждыми [божествами]»: нет более очевидного нарушения договора. Поэтому сказано: «Твердыню, тебя породившую, ты запамятовал», т.е., нарушил условия контракта, заключённого тремя партнёрами при рождении. И теперь, даже если ты скажешь, что закон устанавливается в соответствие с мнением Рамбама, и «пострадавшая сторона» должна иметь шанс исправиться, Тора уточняет: «Забыл ты Б-га, выведшего тебя», и, по толкованию Раши, речь идёт именно о моменте выхода из утробы, когда и счастливый обладатель души, и его родители предупрежаются, что «несохранение души в чистоте» сразу ведёт к расторжению договора. Т.е., в этом случае даже Рамбам согласится, что невыполнение условий немедленно разрушает контракт, и Творец забирает душу. (Заметим по ходу, что этот комментарий нужно верно понять в свете известного отрывка из последней главы трактата Санhедрин (лист 91): «Сказал Антонинус (римский сановник) р. Йеуде hа-Наси: Душа — с какого момента даётся человеку: с момента упоминания (зачатия) или с момента создания (через 40 дней после зачатия)?» Сказал ему: «С момента создания!» Сказал ему: «Возможно куску мяса простоять три дня без соли и не сгнить? Однако же — с момента упоминания!» Сказал р. Йеуда hа-Наси: «Вещи этой научил меня Антонинус, и стих поддерживает его (Иов, 10): “И упоминание Твоё сохранило дух мой”. Из этого отрывка ясно, что “совместное дело” начинается в момент зачатия, а не “на выходе из утробы”. Хида однако имеет в виду, что до рождения ребёнка, т.е. пока в мире действительно не появится человек, ради существования которого объединились “партнёры”, договор невозможно считать вступившим в силу. Именно так и написано там в Талмуде (Нида, 30): “заклятие” (т.е. оглашение условий договора) происходит в день родов, т.е. через 9 месяцев после дарования души плоду: “Не выходит оттуда пока не заклянут его”, как сказано (Йешая, 45): “Перед Тобой поклонится всякое колено”, — это день смерти»… «перед Тобой поклянётся всякий язык», — это день родов…).
И именно после этого стиха, т.е., доказав Своё законное право уничтожить грешника, Творец передаёт через Моше: «И сказал: Сокрою лицо Моё от них, увижу, что будет с ними в конце». Как известно, выражение «и сказал» (ва-йомер ויאמר), в отличие от «и говорил (ва-йдабер וידבר)», указывает на мягкое, приветливое обращение (см. Мехилта, Шмот, 19, 3). Речь Творца смягчается: «Сокрою лицо Моё от них», т.е. сокрою Лицо Гневное, «увижу, что будет с ними в конце» — подожду Раскаяния, ради которого, несмотря на право расторжения, сохраню «партнёрство».
В русле сказанного можно объяснить стих из 12-ой гл. книги Иова, постоянно произносимый в молитвах 10 дней Раскаяния: «Ибо в Руке Его — душа всякого живого и дух всякой плоти человека». Становится ясным, почему после упоминания души «всякого живого (коль хай כל חי)» ещё отдельно говорится, что также «в Руке Его» и «дух плоти человека (бсар иш בשר איש)»: в соответствие с приведённым толкованием книг «Эш Дат» и «Дварим ахадим», получается, что тут Книга Иова оговаривает вышеупомянутый аспект взаимоотношений Б-га и человека.
У Творца есть дополнительная, отдельная причина прекратить жизнь человека — невыполнение условий хранения Б-жественной Души. Из-за этого каждый из нас так и называется — в дословном переводе из Иова — «всякий плоть-человек», т.е. по Закону почти каждый «человек» (не великий праведник) давно должен бы стать просто «плотью», и этот отъём души за неправильное обращение с ней — законно находится «в Руке Его». Единственное, что откладывает смерть, — Ожидание Раскаяния. Из-за этого данный отрывок из Иова постоянно читается в дни перед Рош hа-Шана и Йом Кипуром
Из «Книги для изучения Торы»