С Торой по жизни праведника. Лех леха 5785
«Лех леха» — первая еврейская заповедь, согласно комментарию рава Гирша — звучит, как самый убедительный протест против идей «обновленного иудаизма» , «иудаизма, отвечающего запросам сегодняшнего дня.
Не случайно в такой форме получает повеление наш праотец Авраам изменить в себе все от «алеф — до тав«,и суть его в том, — чтобы «не оглядываться назад»! Тогда новый путь приведет его — уникальное творение — в землю, где он, благословленный Свыше, настолько приблизится к Создателю, что удостоится пророчества, мудрости, учебы и самоотверженного исполнения заповедей для себя и для своих многочисленных потомков!
Согласитесь, что каждого из нас на чужбине, где мы родились и жили, коснулось это «лех леха», и проявилось в непонятном и неожиданном желании подняться в Эрец Исроэль!
Говорит Ор аХаим, что наш праотец, подчиняясь с любовью и радостью такому неожиданному наставлению — оставить землю своего проживания, — удостоился Свыше понимания, что изменение места жительства сулит ему ничем неизмеримое благо!
И более того, подобное понимание через гены передастся его потомкам во все времена, когда прямо или косвенно для них прозвучит «лех леха«!
А также, — осознание «изюминки» этого блага.
Лично у меня, на «гилуй» — (раскрытие) этой «изюминки» ушло время и стало понятно, что не квартиры, в которых мы здесь живем (таких там не было даже в мечтаниях), не автомобили, на которых ездим (там они могли нам лишь сниться), обычная еда (которая в стране исхода считалась деликатесами), а наша тшува — (возвращение к истокам веры предков), и есть эта желанная «изюминка» — бесценный подарок Свыше
Однако, далеко не всем потомкам Авраама было определено идти подобным путем, и не все удостоились Эрец Исроэль. Но не нужно отчаиваться, потому что, по большому счету, заслуга нашего великого праотца Авраама может в одно мгновенье изменить ситуацию для еврея, который сделает хотя бы маленький шажок навстречу «лех леха»!
Наш незабвенный учитель, рав Ицхак Зильбер, понимая это, самоотверженно помогал заблудшим братьям сделать этот заветный шаг.
К примеру:
ЛЮБАВИЧСКИЙ РЕБЕ
Я пробыл у Любавичского ребе час пятнадцать минут, с четырех до пяти пятнадцати ночи, причем больше говорил он, чем я.
Я задал ему вопрос: чем мне заняться в Израиле? С одной стороны, есть у меня серьезная работа по высшей алгебре, и это для меня легко, — я мог бы работать в университете и больше времени учить Тору. С другой стороны, я могу преподавать ТАНАХ, Талмуд. Не знаю, чем заняться, где я принесу больше пользы.
Ребе мне ответил так.
В Израиль сейчас приезжает много евреев из России. Подавая российским властям заявление на выезд, они пишут, что хотят уехать в Израиль ״по национально-религиозным мотивам”.
В этой стране они лучше не станут. Там, в Союзе, им хоть ради выезда стоило считать себя евреями. А в Израиле — вообще никакого интереса. Если здесь ими никто не займется, они наберутся влияния ”улицы”, начнут уезжать в Америку и другие страны, и произойдет ”хилуль а-Шем” ־ осквернение Имени Всевышнего: они ведь назвали религиозные мотивы, а поступки их будут нарушением Торы.
— Поэтому, — сказал Ребе, — я не вижу мицвы большей, чем заниматься русскими олим…
…Мы встретились в Москве, в ешиве ” Торат-хаим”. Мне было за тридцать. Я был холост. Уезжать из Москвы не собирался. Отвезя рава Ицхака в аэропорт, я попросил у него браху на женитьбу.
Рав сказал:
— Поезжай в Иерусалим. Там много хороших девушек. В течение года ты женишься.
В следующий приезд рава Ицхака мы улетели одним самолетом. В течение года я женился…
(рав Авраам Коен — руководитель организации «Толдот Йешурун«
ВЕНА
Из Израиля я часто ездил в другие страны по разным делам. Был в Австрии, Германии, Италии — везде, где находились евреи из России. Были среди них и такие, что успели побывать в Израиле и уехали оттуда.
Большая группа — сто двадцать бухарских евреев — покинула Израиль и поехала в Вену в ожидании разрешения на въезд в другие страны. Вена была тогда перевалочным пунктом.
Я поехал в Вену и устроил для них пасхальный Седер. Много бегал, пока организовал кошерную еду, посуду
Тяжело было в Вене. Противно. Город казался враждебным.
Люди сидели здесь уже несколько лет. На работах, куда их устраивали, непременно требовалось посещать кружки и уроки по христианству.
Встретил я здесь знакомых из Ташкента. В Ташкенте и в Израиле они были верующими, а тут сбросили кипу. Горько было видеть, как бухарские евреи приезжают в бейт-кнесет в шаббат… на машинах. Несколько человек уже оставили своих жен и женились на местных женщинах-нееврейках. Пришлось писать геты…
( Из книги р. И. Зильбера «Чтобы ты остался евреем)
Больше, чем уверен, что многие из тех, кто удостоились узнать рава Ицхака, под его влиянием изменили свое мировоззрение, и удостоились Исроэля, где сегодня их дети, внуки, правнуки живут по законам Торы, наследуя нашего праотца Авраама!