Статьи

Сегодня глубина Торы, отраженная в словах мудрецов, приходит к нам и с помощью интернета. И мы используем эту возможность при участии наших авторов, чтобы приблизить к ее вечным ценностям всех желающих познать Истину.

13
Ноя

Союз утверждается устами. Часть 8.

Праотец Авраам по пути к горе Мория… Самые мучительные три дня его праведной жизни. Трудно даже представить себе, о чем он думает и над чем размышляет?! Объясняет Раши, что Авраам к месту жертвоприношения идёт естественным путем (без квицат а-дерех), то есть, дорога занимает три дня! И это ровно столько, сколько нужно, чтобы закрыть рот зубоскалам, которые могут сказать: не было у Первого Еврея времени осознать происходящее, он убил сына отнюдь не в послушании Волеизъявлению Свыше, а в порыве чувств, в состоянии эмоционального импульса!

И вот Авраам «… увидел это место издалека…» Разглядев Гору, он понял почему Вс-вышний избрал её для жертвоприношения … Ицхака! И тут же обратился к сыну Сары:

— Сын мой, видишь ли ты перед собой что-либо особенное?

— Да, — ответил Ицхак, — я вижу впереди Гору… и ощущаю святость этого места!..

Этот же вопрос — и к отрокам, сопровождающим отца и сына:

— Видите ли вы что-нибудь особенное?..

— Нет, отвечают отроки (Ишмаэль и Элиэзер), — ничего не видим…

— Так оставайтесь с ослом, — воскликнул Авраам, — у вас нет права подниматься с нами дальше!

Отроки, обладающие огромным духовным потенциалом, именно в момент наивысшего духовного напряжения, не выдерживают испытания, и скатываются до уровня материального расчёта, заземляются, и  своей материальностью сравниваются с ослом. Проявляется это в их величии догадаться о намерениях Авраама, но на протяжении всех трёх дней пути они спорят друг с другом, кто станет наследником вместо Ицхака!

Праотец Авраам, осознав  намерения отроков, оставляет их стеречь осла, навсегда лишает Ишмаэля и Элиэзера  права продолжить путь к «вершине горы», т.е. к духовному совершенствованию и добавляет слова, которые попадают под правило «Союз утверждается устами«. Он говорит: «… а я и юноша (сын мой Ицхак) пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам» (Берешит,22:5-6).

Раши, комментируя «и возвратимся«, ссылаясь на трактат «Моед катан 18а», говорит: «Предсказал пророчески, что оба они возвратятся«.

Вероятнее всего, произнеся эти слова, под воздействием Духа Пророчества, Авраам-праотец не успевает их осмыслить, так как, его намерения остаются неизменными, и он готов принести единственного сына-наследника в жертву. На вопрос Ицхака «… а где же жертва?» — отвечает отец: «Б-г узрит Себе агнца» (Берешит, 22:8). И вновь «узрит» без всякой «задней мысли»: Раши объясняет, что здесь отец намекает сыну, что жертвой будет он: » и хотя Ицхак понял, что идёт на заклание — «… и шли они оба вместе» , единодушно…

Подытожим: Слова праведника дважды возымели силу. Он возвращается с Горы Мория вместе с сыном, по слову своему «возвратимся«; и Вс-вышний узрел Себе агнца: «И поднял Авраам глаза свои и увидел: вот агнец застрял в чаще рогами своими…» (Берешит, 22:13). Учит Раши, что он был уготовлен для этого изначально (букв.: с шести дней сотворения мира (Авот, 5:6).


Comments are closed.