Союз утверждается устами. Часть 9.
Сказал великий Маараль из Праги: «Разговор человека — и есть человек».
И если мы себя хотим проявлять себя в качестве «адама» (человека), то, безусловно, должны понять в чем это выражается. Как видим, большой мудрец из Праги соотносит самовыражение адама через дибур (разговор). И это совпадает с разделением всего сущего, сотворенного, на четыре группы: домем, цомеах, хай, медабер (неживой, растительный, животный, говорящий).
И мудрецы утверждают, «что только евреи соответствуют понятию «адам«, то есть, что только у потомков Авраама есть законы, определяющие требования к дибуру (речи) со всеми вытекающими предписаниями, запретами и ограничениями». Отсюда, еврей, соблюдающий эти законы, проявляет себя в жизни, как «медабер» — в соответствии с замыслом Всевышнего! И чтобы мы об этом не забывали, и старались следить за своей речью, они вывели одно правило, суть которого в том, что «брит хрута ле сфатаим» (союз утверждается устами). А это значит, что сказанное человеком может сбыться, как к добру ему и тем, о ком он говорит, или (не дай, Б-г) всем (в том числе и себе) во вред. И не дано нам знать — почему одни высказывания скрепляются печатью Всевышнего, а другие — нет!? Поэтому, как говорится, — «осторожность не помешает»!
Выучим это правило на одном из эпизодов жизни великого Авраама-авину. О нем повествует письменная Тора лишь двумя стихами. Остальное дополняет устная Тора, и нам важно знать о чем «за кадром» говорит праотец Авраам.
По причине голода, он принимает решение спуститься в Мицраим.
Рамбан учит, что наш праотец «неумышленно совершил большой грех». Это отдельный разговор, а для нас сейчас важно, осознать последующие действия Авраама-авину, и сосредоточить внимание, на том, как он словесно отреагирует на неизбежные, в результате спуска в Мицраим, испытания… Что их не избежать, наш праотец понял сразу же, когда «обнаружил», что его жена Сарай — красавица! Он говорит супруге: «Вот я знаю, что ты женщина прекрасная видом. И вот, когда увидят тебя египтяне и скажут «это его жена», то убьют меня, а тебя оставят в живых…» (Берешит, 12: 11-12).
Поэтому, полагаясь на свой житейский опыт, он принимает решение спрятать жену-красавицу в … сундуке! Здесь, ну очень, напрашивается вопрос: «А почему — в сундуке?
Прошелся по комментаторам — ответа не нашел. Возможно, потому, что письменная Тора об этом не рассказывает. Описано это событие в Мидраше «Берешит Раба». И для меня важно было передать диалог, который состоялся у Авраама-авину с таможниками, потому что в нем проявилось правило «союз утверждается устами». Сделаем небольшое отступление — ответив на вопрос — и возвратимся к разговору праотца Авраама с начальником таможней службы Мицраима.
Итак, — «Почему в сундуке?» Ответим на двух уровнях толкования Торы: по пшату (буквальный смысл) и ремезу (намеку).
Пшат: Не случайно было сказано, что спрятав жену в сундуке, Авраам-авину руководствуется житейским опытом. Ему известны нравы мицрим и их «слабости». Одна из которых, алчность — (тяга к деньгам). И на неё он делает ставку, надеясь провезти жену-красавицу в Мицраим незамеченной. Это можно выучить, как раз, из диалога с таможниками, который состоялся из-за бросавшейся в глаза величины сундука в руках носильщиков-слуг Авраама. Таможенные чиновники закричали:
— Здесь есть вещи, подлежащие обложению! Может быть, тут упрятана дорогая посуда?
— Если на посуду введена ввозная пошлина, — я заплачу, какой бы ни была сумма, сказал Авраам.
— А вдруг шелковые одежды там у тебя?!
— Дам я за шелковые одежды…
— А вдруг ты пытаешься ввезти в страну золото или жемчуг?
— Я заплачу любую цену любую цену, которую вы потребуете.
( Мидраш Берешит Раба, 40:5).
Обратим внимание и запомним, что диалог прекращается именно тогда, когда Авраам-авину соглашается заплатить «любую выставленную ему цену» при условии, что сундук открывать не будут… И он очень надеется, что алчные мицрим соблазнятся большими деньгами (иначе, зачем было прятать жену в сундуке?).
Однако подозрительность, вызванная его странной покладистостью, берет верх над жаждой денег… и они приказывают открыть сундук! И мы знаем, чем это закончилось и для Сары-имейну, и для Авраама-авину, которого она назвала своим братом, и для Паро, который силой поместил красавицу в свой гарем!
Итак, праотец Авраам словесно выражает свое намерение отдать внушительную сумму за провоз сундука в империю чернокожих с условием — туда не заглядывать. Условие не принимается, сделка не состоялась!
Однако, «союз утверждается устами», и нашему праотцу через несколько десятков лет придется выложить большую сумму денег, чтобы «спрятать», в этот раз навсегда, по-прежнему красивую, умершую жену. Думаю, вы догадались, что имеется в виду покупка пещеры Махпела и поля, прилегающего к ней, у Эфрона-а-хити.
Четыреста больших шекелей, имеющих тогда хождение среди торговцев разных стран, которые согласился заплатить Авраам-авину хозяину Махпелы, были очень внушительной суммой! И (кто знает?!) вполне могли совпасть с количеством однажды обещанных мицрим денег за ввозимый в их страну сундук…
Осталось ответить на вопрос: «Почему в сундуке?», — на уровне «ремез«:
Праотец Авраам перед спуском в Мицраим говорит жене: «Вот, я знаю, что ты женщина, прекрасная видом»!Мидраш «Берешит раба» (40:4) задает вопрос: «Все эти годы она была с ним, и только теперь он замечает её красоту?! И отвечает: » Авраам поражен тем, что в дороге человек дурнеет, а она была по-прежнему прекрасна».
Раши, ссылась на мидраш «Танхума«, объясняет:»До сих пор не знал (не сознавал её красоты) из-за скромности им обоим присущей». Теперь же узнал, благодаря случаю». А также, предлагает дополнительное разъяснение: » А прямой смысл стиха (таков): вот пришло время тревожиться из-за твоей красоты. Давно уже знал я, что ты видом прекрасна, но теперь мы идем (жить) среди черных и безобразных людей, братьев сынов Куша, и непривычно им (видеть) прекрасную женщину…»
И видится в этих высказываниях противоречие: с одной стороны мидраш сообщает, «что только сейчас наш праотец замечает красоту жены», а с другой стороны — «давно уже знал я, что ты видом прекрасна». Что стоит за этим «давно», о котором говорит Раши?!
Предлагаю версию: «Давно я узнал что у мира есть Творец! — провозглашает Авраам-авину. И вслед за этим рождается безразличие к красоте жены. Потому что, осознав величие Создателя и красоту сотворенного Им мира, он оградил свою душу от всего, что могло уменьшить его стремление к Б-гу и святости. Поэтому и достиг невероятных духовных высот, благодаря тщательной защите чистоты взора. Глаза праотца Авраама были опущены вниз, и ходил он, глядя в землю, во все дни жизни своей, поднимая взор лишь для того, чтобы исполнить волю Всевышнего. И доказательство тому в Торе: » На третий день возвел Авраам глаза свои и увидел то место издалека… И возвел Авраам очи свои и увидел: вот, баран позади, запутавшийся в чаще рогами своими» (Берешит, 22:4, 13). Чистота взора — путь к акедат Ицхак! И нет надобности говорить на какую духовую высоту поднялся Авраам-авину после заключительного, десятого испытания…
Отсюда, не случайно он прячет красоту Сары-имейну в сундуке! Уже тогда, на таможне у границы Мицраима, он намекает своим потомкам на то, что произнесет в эспеде (надгробном слове) во время похорон умершей жены, навсегда пряча её красоту в Махпеле, а именно: » Обманчива прелесть и суетна красота» (Мишлей, 31:30). Праотец Авраам учит нас не следовать за глазами, выбирая жену. И пусть отдаст предпочтение её богобоязненности, скромности, доброте, отзывчивости, женской мудрости, желанию рожать детей, заботится о них и о муже, хранить ему верность и поощрять его учебу Торы. Потому что, красота — суетная и преходящая…
И как, здесь не вспомнить великого рабби Акиву, которому наставления праотца Авраама о женской красоте, не только помогли выйти с честью из нелегкого испытания, но и наставить на путь истины заблудшую душу первой красавицы Рима:
«Рабби Акива был в своем доме один, когда Руфина, прекрасная супруга жесточайшего наместника Палестины Тиния Руфа, в богатых нарядах и украшениях вошла к нему в комнату.
Рабби взглянул на вошедшую, и вдруг сплюнул… заплакал… и засмеялся. Больше всего красавицу смутили слезы Мудреца.
— О, великий рабби евреев, — недоуменно спросила красавица, — скажи, почему ты плачешь?
— Я плачу, — ответил ей рабби Акива, — потому что такое прекрасное создание, как ты, далеко от достижения цели жизни. Прекрасным творением вышла ты из рук Создателя, Всемогущий Б-г показал, какую красоту может он сотворить из ничего, и это творение Г-спода ведет жизнь, полную тщеславия, кокетства и суеты. Но придет день, и исчезнет красота, погаснет сияние глаз, благородное тело осунется, станет добычей огня или пищей червей. А твоя бессмертная душа спустится в бездну ада, обреченной на вечные муки, ибо за всю твою жизнь ты не сделала ничего, чтобы выполнить твое жизненное предназначение, чтобы стать лучше, мудрее, совершеннее…
С удивлением слушала Руфина слова рабби. Мягкий, благозвучный, полный благородной печали голос старика проникал в глубины ее сердца. Все ее легкомысленные намерения были забыты, красавица плакала…
Могу ли я изменить свое будущее?! — спросила она сквозь слезы.
Это возможно, — ответил рабби Акива мягко и ласково, — Всесильный и Всемогущий Б-г милосерден к кающимся грешникам.
Рабби, могу ли я перейти в иудейство?
Да, ты можешь. Изучи Учение нашего Б-га, дочь моя, и позаботься о своем вечном блаженстве. Затем ты должна отречься от языческих богов и от всех тех пороков, которым предаются римляне. Но прежде испытай себя, потому что трудно следовать всем предписаниям и заповедям священного Учения: соблюдать субботний покой, законы о пище, предписания о чистом и нечистом и многие другие.
Рабби, я пришла, чтобы соблазнить тебя моей красотой, чтобы сделать посмешищем в глазах императора и всего народа, чтобы защитить моего супруга, которого ты столь часто побеждал… Но рабби обезоружил меня своей мягкой, наставительной и убедительной речью, и я немедленно отказалась от легкомысленных намерений. С этого часа я буду размышлять о моей жизни и стараться облагородить ее, придавая ей истинный смысл. Я буду черпать из учений мудрости и с жадностью пить из источника истины.
— А твой супруг?
— Я постараюсь побудить Руфа начать новую, лучшую жизнь. Он тоже смеется в душе над идолами и поклоняется им лишь для вида.
— Ты права, того, кто отказывается от лжи, можно привлечь к истине. И все же невероятно, чтобы Тиний Руф оставил путь греха и порока, которым он привык идти с давних пор. К тому же руки его запятнаны невинно пролитой кровью многих благородных мужей, жен, юношей и девушек. Но нет столь большого греха, который нельзя было искупить искренним раскаянием и покаянием.
— Я попытаюсь привлечь Руфа к истине, я постараюсь смягчить его жестокое сердце просьбами и мольбами, а, если он не пожелает вступить на путь добродетели…
— А если он не пожелает?
— Тогда я сумею найти средства расторгнуть наш брак. Прощай, рабби, ты еще услышишь обо мне… (Меир Леман «Акива»).
Отметим, что наставления Авраама-авину об эшет хаиль — в наше время еще больше возросли своей актуальностью!