Недельная глава Торы: Ки таво 5778
Моше-Рабейну предсказывает народу о предстоящем форсировании реки Ярден перед заходом в Эрец Исроэль и сообщает несколько повелений Небес, одно из которых построить жертвенник на горе Эйвал. Свидетельствует Тора: «Из камней цельных устрой жертвенник Господу, Б-гу твоему, и вознеси на нем всесожжения Господу, Б-гу твоему. И режь жертвы мирные, и ешь там и веселись пред Господом, Б-гом твоим» (Дварим, 27: 6-7). И вслед за этим другое повеление, которое вытекает из предыдущего: «Эти должны стать, чтобы благословлять народ на горе Грезим, когда перейдете Ярден: Шимон, Леви, Иеуда, Иссахар, Иосеф, Биньмин. А эти — проклинать на горе Эйвал: Реувен, Гад, Ашер, Звулун, Ашер, Дан, Нафтали. (Дварим, 27:12-14). Тут же напрашивается вопрос: почему на Горе Эйвал заповедано принести мирные жертвы на сооруженном жертвеннике есть там и веселиться перед Господом, а на горе Грезим — нет?
Попытаемся ответить самостоятельно, не заглядывая в комментарии. Казалось бы, есть повеление — резать жертвы, а веселиться — избыточное. Почему?! Потому что обе группы — и благословляющие и проклинающие — исполняют уникальную заповедь, которую больше во всей еврейской истории до Машиаха, никто никогда не исполнит, потому что она заповедана только однажды тем, кто заходит в Эрец Исроэль под руководством Иеошуа. Однако, несмотря на это понимание, проклинающие не совсем цельные в своем служении. И Тот, Кто знает человеческие сердца — добавляет им повеление (как бонус!) — кушать и радоваться, чтобы исполнять Его волю без «задних мыслей», не завидуя избранию благословляющих! И тогда их служение будет радостным и бескорыстным по-настоящему!
О том, что значит «еврейская радость», рассуждает рав Ицхак Зильберштейн в книге «Алейну лешабеах«:
«И радуйся всему добру, которое дал Б-г Всесильный твой тебе и дому твоему» (26:11). Ор а-хаим комментировал это так: «Добро — это ничто иное как Тора. И это учим из «Перкей Авот«: «… И нет добра, как Тора. Ведь сказано: «Леках тов дал вам — Тору Мою не оставляйте!». Если бы люди чувствовали сладость и прелесть Торы, они сходили бы с ума и бежали за ней. И все серебро и золото мира ничего не значило бы для них. Ведь Тора уже включает все добро, какое есть в мире…»
У нас есть множество примеров из жизни праведных мудрецов прошлых поколений усвоивших это высказывание и построивших свою жизнь с ориентацией на то, что Тора — это добро, которому человек отдает всего себя без остатка. Приведу пример из нашей повседневности:
«Однажды пришлось разбирать мне необычный суд Торы между одним человеком и учеником ешивы. Оказалось, что в один из дней, этот еврей подошел к ешиботнику с просьбой о помощи. Он просил заплатить за него в банке налоги по квитанции с предупреждением о последнем сроке платежа. Ему грозили большие штрафные санции в приличной сумме, если не будет уплачено до конца этого дня! Он объяснил, что когда у него есть время заплатить, то тогда — в час пик — много людей и большая очередь, а ближе к перерыву в банке почти никого нет, и на это уйдет у юноши (если захочет ему помочь) всего несколько минут, так как банк находится рядом с ешивой. Парень отказался, но человек начал его уговаривать и убеждать, что важная заповедь помочь ближнему, ради которой можно пожертвовать несколькими минутами учебы! В конце-концов юноша пообещал это сделать…
Однако, он увлекся учебой, потом молился полуденную молитву, потом опять увлеченно учился … и когда вспомнил — было уже поздно — в банк не пускали. Понятно, что платеж оказался просроченным, и вступили в действие штрафные санкции банка, о которых банк предупреждал!
Поэтому этот человек решил переложить их на ученика ешивы, мотивируя, что по его халатности он потерпел материальный ущерб. Поддержку он решил обрести в моем лице и привел ко мне юношу, так как надеялся на беспроигрышность своего иска.
Я открыл перед ними Гемору в трактате «Псахим» (стр. 4а), где рассматриваются всевозможные варианты учебы накануне важной заповеди — проверки хамца в ночь перед Песахом… Из всех дискуссий и мнений следует вывод, что из-за любви к Торе и учебе — с увлечением, желанием, вниманием, вдохновением, радостью, сосредоточением и чувством ответственности, учащийся освобожден от «наказания» за неисполнение заповеди «проверки хамца«, если забыл её исполнить из-за учебы!
Отсюда вывод: ученик ешивы не должен брать на себя уплату штрафных санкций этого человека. Так как заповедь «делать добро» он не исполнил, позабыв о ней изучая Гемору… и не стоит упускать и тот факт, что он согласился помочь под нажимом просителя!»
Рубрики
- Без рубрики
- Гиюр — путь в еврейство
- Доска объявлений
- Еврейские праздники
- Еврейский Календарь
- Еврейский кругозор
- Жизнь Общины
- Клуб "Шабат hа-малка"
- На женской половине
- Наше Творчество
- Наши Исследования
- Наши семинары
- Недельная Глава Торы
- Рав Ицхак Зильбер
- Рав Мордехай Скляр
- Рав Элиягу Эссас
- Только на нашем сайте
- Экскурсии
Пожертвование
Авраам Ахарей Мот Ашкелон Бешалах Ваикра Дор ревии Еврейский Календарь Игаль Бард Иерусалим Итро Корах МЕЦОРА Мареша Мероприятие Мишпатим Мордехай Скляр Насо Недельная глава Торы ПЕКУДЕЙ Песах Праздник Пурим Рав Йосеф Скляр Рав Мордехай Скляр Рош а-Шана Сара Свиток Торы Синагога ТаНаХ Тазриа Тецаве Тора Трума Ханука Цав ШАВУОТ Шаббат Экскурсии Экскурсия Элиягу Эссас Явне Явне-Ям песни праздники стихи