Союз утверждается устами. Часть 10.
Мудрый сын
У одного очень богатого еврея было два сына, и чтобы они не выросли лентяями и бездельниками, он решил занять их доходными делами, чтобы преуспели. И вовсе не потому, что нуждался в их прибыли, так как, владел он обширными земельными участками, которые на очень выгодных условиях сдавал в аренду, имея от неё чистую прибыль, в сто раз превышающую затраты на содержание его семьи …
Однако, несмотря на то, что домашние богача ни в чем не нуждались, хотел он видеть сыновей своих бизнесменами, а не бездельниками и лентяями, и поэтому дал каждому из них сумму в двести зеувим, чтобы начали по отдельности прибыльные дела. И поставил условие им: приходить к нему каждую неделю перед молитвой «Минха» накануне наступающего шаббата, чтобы сообщить: была ли неделя прибыльной, или нет… И только тому, кто преуспеет, обещал он от себя премию в пять зеувим!
Так продолжалось с месяц. Сыновья рассказывали отцу о прибыльной неделе и получали от него в подарок обещанные деньги, как и договаривались. Случилось, что в одну из недель они вдвоем потерпели убытки. Нужно было сообщить об этом отцу. Братья всегда заходили к нему по очереди. Первый, проведав отца накануне шаббата, безрадостно сообщил ему, что потерпел убытки. И в ответ услышал, что останется без вознаграждения. Это его ещё больше огорчило, и от отца он вышел с опущенной головой…
Второй сын, видя досадную неудачу брата, подумал: «Зачем мне говорить «потерпел убытки»и открыть рот Сатану. Если я так скажу, отец не даст мне ничего…»
Поэтому только и произнес: «Была прибыль … в прошлую неделю…» — и больше не добавил ни слова, подразумевая: » А в эту неделю — неудача!»
В результате того, что начал с хороших слов (была прибыль) — Свыше помогли ему, и отец «услышал» — что неделя оказалась прибыльной, не обратив внимание, что речь шла о прошлой неделе… И дал ему пять зеувим!
Из этого пусть еще раз выучит человек, что не стоит вообще открывать рот на плохое и снижать свое благословение себе во вред, так как союз утверждается устами. И если попросят у него пожертвовать или одолжить деньги, пусть не скажет, что у него пусто в кармане, и что нет у него… Потому что, в это мгновение он может повредить своему будущему. Поэтому, пусть поищет другие слова, чтобы сказать о своих проблемах, пусть даже, правду…
(Бен Иш Хай из книги «Нифлаим маасеха«).