Недельная глава Торы: Берешит (5778).
И в этом году мы предлагаем вам изучать недельные главы Торы совместно с равом Ицхаком Зильберштейном из Бней-Брака. Благословение и успех всем, кто продолжает вместе с нами!
Мудрецы называют книгу «Берешит» -«Сефер а-яшар» (Книга прямых (праведных)). И это в заслугу праотцов — Авраама, Ицхака, Якова — которые тоже названы «яшарим«!
Поэтому, мы можем понять почему во всей большой книге «Берешит» всего только три заповеди из Торы. Потому что Тора учит нас здесь исправлению мидот ( качеств характера)! Без мидот учить Тору бесполезно и даже во вред человеку!!! Как сказано: «Дерех эрец — кадма ле Тора«. То есть, «учению должно предшествовать духовное самосовершенствование» (рабейну Йона на «Пиркей авот).
И об этом говорит рабби Хаим Виталь (זצל) в книге «Шаарей кдуша», 1:2): «Мидот не входят в 613 заповедей Торы: в ней нет запрета, к примеру, на гнев, гордыню. нескромность… Но их исправление — важное условие для изучения и исполнения повелевающих и запрещающих заповедей Торы! И нужно остерегаться плохих качеств характера еще больше, чем нарушений заповедей «делай и «не делай». Человеку, обладающему положительными качествами характера, будет легче и учиться, и исполнять!»
Говорят мудрецы, «что красной нитью» через всю Тору проходит одна негативная черта, которая появляется впервые в книге «Берешит«, когда говорится о четвертом дне Творения, и это — кина (зависть). И проявляется она в споре двух изначально равновеликих светил, созданных Творцом: Солнца и Луны. (Об этом говорит Радаль в комментариях на Теилим).
Далее учим: чтобы избежать кины в Творении, человек был создан в шестой день, как из высших (душа) так и из нижних (земля) источников. Но с другой стороны, как учит Раши, процессу творения сопутствовала зависть!
Потом, Нахаш позавидовал положению и каводу Адама а-ришона, которому в Ган Эдене прислуживали малахим! А малахим, в свою очередь, позавидовали Адаму, который смог дать имена животным, а они не смогли! (Отсюда — и их коварный план сбросить его с высоты величия, осуществленный Сатаном через Нахаша).
И научил Нахаш Адама и Хаву позавидовать Творцу, который «поел» от Дерева Познания Добра и Зла и «стал творить миры». И это чувство зависти обусловило их губительный выбор! Хава, поев от запретного дерева, увидела ангела смерти, и позавидовала, что Адаму вместо неё дадут другую жену, поэтому. решив умереть вместе с мужем, настояла, чтобы он тоже съел запретный плод!
И есть еще один намек на вред зависти. от которой предостерегает Тора, связанной с Творением, находится в запрете пахать на осле и быке в одной упряжке. Бык, который отрыгивает постоянно жвачку, создает впечатление у осла, не обладающего этим свойством, поедающим еду по «блату» от хозяина. Понятно, что осел страшно позавидует такому отношению напарника с хозяином!
И первое убийство связано с завистью Каина, который позавидовал брату Эвелю, чьё жертвоприношение было принято Всевышним.
А далее — противостояние Ишмаэля и Ицхака, Эсава и Якова, братьев и Йосефа, обусловлено киной.
Однако тот, кто исправил эту черту, был Моше-рабейну, который по отношению к избранию своего брата Аарона на священство, вместо зависти испытал радость! Но и Учитель споткнулся на кине по отношению к своему ученику-преемнику, Йеошуа бин Нуну, когда согласился стать его учеником и слугой взамен на дозволение зайти вместе с евреями в Эрец Исроэль.
Когда понял Моше-рабейну, что в качестве ученика он лишен не только мудрости, но и понимания того, чему учит Йеошуа, то позавидовал своему бывшему ученику. А после этого прекратил молиться, чтобы войти в Обетованную землю, пожелав для себя тысячу смертей. чем одно мгновение зависти.
О зависти — рассказ рава Ицхака Зильберштейна в книге «Алейну лешабеах» :
На одной из улиц города, где живут богачи Исроэля, встретился мне еврей, который спросил меня. сказав: «Рабби, я живу в очень престижном районе и все у меня есть: и особняк, и деньги, и прислуга, несколько дорогостоящих автомобилей — то есть, все земные блага, которые может дать процветающий бизнес. Но когда мой сосед с виллы напротив, вчера припарковал на своей стоянке новый, безумно красивый и дорогой автомобиль, то я чуть не взорвался от зависти. И сейчас прошу, объяснить мне, почему Тора. запретив завидовать, не учитывает состояние человека, когда не в его силах совладать с завистью?»
И, чтобы ответить этому человеку и ему подобным, нужно иметь особую сията-ди-шмая (помощь Небес) . Я её получил… через молитву. И проявилась она (помощь) в том, что положили мне на сердце спросить у собеседника: «Скажи, а у твоего соседа с прекрасным автомобилем есть язва?»
Мой вопрос его поразил, и он пролепетал: «Откуда, ребе, вы это знаете?» Я на это не ответил, так как не просто «на одной ноге» объяснить в чем суть сията-ди-шмая и продолжил: «А ты бы согласился в придачу к автомобилю соседа заполучить его язву? Ведь мудрецы. комментируют стих Торы «не завидуй». имея ввиду — всему — что есть у человека и не только хорошему, но плохому».
Помог мне Всевышний затронуть струны его сердца, в котором перестала тут же играть зависть, на смену которой, возможно. зашло уважение к верующим, у которых есть ответы на все жизненные вопросы!»