Недельная глава Торы: Бехукотай (5778).
«Если — (אם) — (им) — в законах Моих ходить будете (чтобы) заповеди Мои соблюдать, и исполнять будете их…» (Ваикра, 26:3-4).
И это «если» привлекло внимание многих комментаторов. По логике вещей, можно было бы предположить, что здесь идет речь об условии: награда — в результате исполнения. Но такое понимание допускает право выбора: хочешь получить вознаграждение за свои деяния — должен потрудиться; не хочешь — не трудись — и не получишь. Такое объяснение нам не совсем подходит, поэтому продолжим более углубленно размышлять над этим стихом. Важно знать, как понимают мудрецы «в законах Моих ходить будете». Учит Раши, что здесь говорится о труде над изучением Торы. То есть, подразумевается, сколько усилий будет вкладывать еврей, чтобы постичь её мудрость!
И тогда «если» никак не может быть условием, а только требованием! Потому что, немыслимо предположить, будто Всевышний дает нам выбор: либо изучать Тору, либо отойти от неё. Тогда будем истолковывать, как призыв: изучайте Тору!
Однако, в трактате «Авода Зара» приводится еще одно мнение: оказывается, что только в этом стихе «если«, которое встречается в Торе ни однажды, выражает мольбу, а не условие, или приказ!
«Им бехукотай телеху» переводится такими словами: «О, если бы только все трудились над Моей Торой!»
Это — страстная просьба, мольба к еврейскому народу. Милосердный хочет излить на нас Свои благословения! Именно поэтому он умоляет: «Прошу вас, трудитесь, изучая Мою Тору, и исполняйте её заповеди, чтобы Я мог даровать вам Свои благословения!»
Рав Зильберштейн, также, приводит объяснение Раши, что здесь идёт речь о необходимости быть постоянно в изучении Торы. Правильная учёба приводит человека к состоянию, когда мозг его и мысли находятся в изучаемых темах. И даже, если ему по каким-то причинам тяжело учиться, он, занятый углублённым постижением Торы, способен отключиться от всего вокруг него и сосредоточиться в мыслях лишь на изучаемом материале. И в подтверждение этого сообщает автор книги «Алейну лешабеах» историю, рассказанную ныне покойным равом Гершоном Клебанским (זצל), об одном юноше, который учился в ешиве Слободка в Литве.
Слишком большое напряжение в учёбе повлияло на его психическое состояние, и руководители ешивы решили послать парня на врачебный осмотр в Варшаву. Сопровождающим определили ему серьёзного молодого человека из ешивы, который был старше его на несколько лет, и должен был представлять юношу перед профессором.
И вот, зашли два друга во врачебную клинику. И пока старший ешиботник собирался с мыслями, как сказать, выпалил его младший товарищ, показывая пальцем на своего спутника: » Вот я привёл вам пациента на обследование!» Остолбенел сопровождающий от этих слов, но придя в себя, возразил: «Вовсе нет… он пациент, а я лишь привёз его к вам на консультацию…»
Но больной продолжал настаивать на своём, взывая к изумлённому врачу: «Посмотрите, уважаемый профессор, до какой степени не соображает этот человек, чтобы представить себя моим сопровождающим!»
Выслушав обоих, врач не знал, с кем из них согласиться, и кого признать больным, а кого — здоровым, пока Свыше не послали ему догадку спросить:» А у кого из вас деньги за врачебную консультацию?» Понятно, что сопровождающий больного юношу достал деньги и этим подтвердил свой статус здорового человека. Да и врачу стало ясно, как к кому из них относиться.
Так и Свыше судят о человеке, когда он проявляет себя в заповеди о цдаке. Допустим, собирают средства на какое-то б-гоугодное дело. Можно увидеть в чьих руках деньги. Тот, кто жертвует без оглядки, удовлетворяя аппетиты просящих, — и есть настоящий хозяин дома…
Подводя итоги рассказа, отметим что больной юноша из ешивы «Слободка» жил и дышал Торой. И погрузился в неё таким образом, что вышел даже за рамки допустимого. Возможно, сверхънагрузка повлияла на его психическое состояние. Но когда он зашёл к врачу, то вспомнил сугию о подобном случае, рассказанном Геморой, о споре двух человек, когда первый обвинял другого в том, в чём состояло обвинение в его адрес. Повествует трактат «Кедушин» (стр.65; лист 2) о двух евреях из приморских стран. С ними была женщина и сумка с вещами. Один сказал, что это его жена, его рабы и его сумка. Другой сказал (слово в слово) то, что сказал первый. Потребовалось выяснять истину…
И так решил повести себя бахур из Слободки на приеме у врача».
Отсюда, можно понять утверждение комментаторов, что выученное из Торы глубоко и осмысленно, остаётся в памяти, несмотря ни на какие испытания и трудности, которые могут встретиться на пути и у тех, кто самоотверженно учится и исполняет заповеди.