Статьи

Сегодня глубина Торы, отраженная в словах мудрецов, приходит к нам и с помощью интернета. И мы используем эту возможность при участии наших авторов, чтобы приблизить к ее вечным ценностям всех желающих познать Истину.

05
Июн

Недельная глава: Матот — Масэй

Р.Йосеф Скляр

В завершении книги «Бемидбар» Тора даёт нам через Моше-рабейну важные заповеди, связанные и с исполнением всех произнесённых нами вслух обязательств: «Если кто даст обет Ашему, или поклянётся клятвою, положив зарок на свою душу, то он не должен отменять своего слова: всё, как вышло из уст его, должен он сделать» (Бемидбар, 30:3). Эта же заповедь ещё раз будет повторена в последней книге Торы: «Изречённое твоими устами соблюдай и исполняй».(Дварим:23:24). А также в Сифри (Ки тецэ) сказано: «Изреченное твоими устами…» — заповедь «делай».(94-я в классификации Рамбама).

Однако в соблюдении этой заповеди есть и противоположная сторона, когда человек не выполняет, произнесённые устами обязательства … и тогда нарушает заповедь «не делай» (157-я в той же классификации Рамбама).

Причём, запрещение нарушать своё обязательство, высказанное вслух, касается и того случая, когда оно произнесено без клятвы. Подобное обязательство называется обет (недер). Например, человек говорит: если случится то-то и то-то или я поступлю так-то и так-то, то мне будет запрещено пользоваться всеми плодами в мире или всеми плодами в этом городе, или мне нельзя будет есть какую-то определённую пищу, или мне будет запрещено пользоваться услугами мое жены, — все подобные обеты человек обязан исполнить.

И тот, кто нарушает свой обет, совершив действие, которое обязался не совершать, карается бичеванием. У того, кто подвергался такому позорному и болезненному наказанию всего лишь «из — за того, что произнёс что — то устами», — навсегда пропадала охота говорить бездумно. Мидраш рассказывает поучительную историю времён рабби Йоханана бен Закая о человеке по имени Шимон Антипар, который отличался редкостным гостеприимством. Когда стали распространяться слухи, что на прощание его слуги избивают гостей, рабби Йоханан поручил своему ученику рабби Иеошуа расследовать это дело.

Он провёл в доме Шимона Антипара прекрасный шаббат, и на прощание спросил у хозяина, который вызвался его проводить, почему его не избили?

Хозяин, ответил ему, улыбаясь: «Ты мудрый человек и вёл себя в моем доме благородно. Другие гости, в отличие от тебя клялись больше не есть, не пить и не совершать каких-нибудь поступков, а потом пренебрегали своими словами. Тора предписывает наказать подобного нарушителя сорока ударами. Вот я и поступал с ними по Закону…»

Всевышний через Тору предусмотрел для нас возможность освободиться от поспешных, и не всегда взвешенных и обдуманных, заверений и обещаний. Однако Тора не обязывает отменять любые обеты (так как есть заповедь их исполнить), а только те, которые по той или иной причине не могут быть осуществлены ни при каких обстоятельствах.

А из устной традиции известно, что мудрец Торы тоже может разрешить каждому его обет или клятву. И намёк на это мудрецы находят в Его речении: «Он (еврей) не должен отменять своего слова» — «он не должен отменять, но другие отменяют его» (Брахот 32а). Однако в Писании нет прямых доказательств этому, и уже сказали мудрецы (Хагига 10а), «что разрешение обетов порхает в воздухе, и ему не на что опереться». И то, что мудрецам действительно дано такое право, нам известно из устной традиции.

И пусть человеку не кажется, что обет может сам по себе отмениться за давностью лет. Я выучил эту истину от Учителя на заре нашей тшувы. Мы познакомились с равом Ицхаком Зильбером (будет благословенна память праведника) и по возможности начали приезжать к нему на уроки из Ашдода. Однажды он комментировал главу «Матот«, и речь зашла о важности отмены обетов. В памяти вдруг высветилась забытая история нескольких лет давности, которая касалась темы отмены обетов. Я преодолел стеснительность и спросил рава, как быть с обетом, который, остался не снятым, и, естественно, был нарушен. Понятно, что рав Ицхак попросил объяснить, о чём идёт речь, и что я имею в виду. Я рассказал, что в прошлом, когда подходил к концу трёхлетний срок льготы на покупку автомобиля по олимовской льготе, мы с женой разошлись во мнениях, какую машину покупать. Во время одного из обсуждений, я запальчиво предупредил (даже поклялся!), что если не куплю то, что хочу, то … не куплю вообще ничего! Понятно, что с этого мгновения я попал под сильное воздействие дурного начала, которое навеяло на меня неуверенность в возможностях выплачивать немалую ссуду моей дорогостоящей модели. В конце концов, я не выдержал и отступил от желания купить столь желанный ранее автомобиль! Поначалу сохранял спокойствие и об автомобилях даже разговор не начинал. Однако, чем меньше оставалось времени до истечения срока, тем беспокойнее я осознавал, что останусь без «колёс», если откажусь без покупки. На грани срока не выдержал … и купил новый автомобиль, разумеется, не тот, о котором клялся! Потом всё как то забылось, и я не придавал этому никакого значения, пользовался новым автомобилем без оглядки и сожаления о том, что не купил другой.

Я и вспомнил — то об этом только потому, что рав Ицхак учил об обетах… Однако, спросил чисто из любопытства, без всякой мысли, что нужно что-то исправить! Но Рав так не думал! Он вдруг забеспокоился и озабоченно сказал, подумалось, самому себе: «Нужно срочно снимать…» Я ничего не понял, и остался в недоумении. Рав Ицхак посадил возле себя двух из ребят, мне сказал пересесть напротив, и они начали что-то читать на иврите. Из всего, что происходило, я запомнил вопрос «или поклялся бы, если бы знал, что не смогу устоять в исполнении клятвы?» Когда я ответил, что не клялся бы, они ещё что-то сказали и после этого сообщили, что с этого момента моя клятва не действительна. Я не знал, радоваться этому или нет, и если даже обрадовался, то скорее всего потому, что доставил им радость в том, что они только что сделали на полном серьёзе. Понимание пришло позже, с годами, когда я учил это не однажды. И, разумеется, наполнился благодарностью Всевышнему, что послал мне Учителя, избавившего меня от больших неприятностей, о которых я даже не подозревал!


Оставить Комментарий