Статьи

Сегодня глубина Торы, отраженная в словах мудрецов, приходит к нам и с помощью интернета. И мы используем эту возможность при участии наших авторов, чтобы приблизить к ее вечным ценностям всех желающих познать Истину.

24
Авг

Недельная глава: Ки таво

Р.Йосеф Скляр

«И будет, когда ты придёшь в землю, которую Господь, Бог твой, дает тебе в удел, и овладеешь ею, и поселишься в ней, То возьми из всех первых плодов земли, которые ты получишь от земли твоей, которую Господь, Бог твой, даёт тебе, и положи в корзину, и пойди на то место, которое изберёт Господь, Бог твой, чтобы пребывало там имя Его». (Дварим, 26:1-3)

Одна из особенных заповедей, предписанных Торой — заповедь о приношении первых плодов (мицват бикурим). Написано в С и ф р и , что в заслугу этой заповеди удостоились евреи Эрец Исроэль. Говорит Хатам Софер, что заповедь о приношении первых плодов связана с шестью заповедями, одна из которых — стереть память об Амалеке. Спрашивает Мидраш: какая связь между парашат Бикурим и парашат Амалек? Почему Тора требует даже память об Амалеке уничтожить? Почему этот народ не любим и проклинаем Небесами? Этот народ супер неблагодарный (кфуй това) пришёл в Пустыню наказать евреев, которые тоже проявили неблагодарность (кфуй това). Что имеется ввиду? Ответим с помощью известной притчи. Отец посадил маленького сына на плечи и целый день носил на себе, угощая сладостями, развлекая играми, покупая подарки. А в конце дня, когда им по пути домой встретился сосед, спросил мальчик у соседа?: «Дядя, вы не знаете, где мой папа?!» Разозлился отец на такую наглость… и сбросил его на землю; пришла собака — и покусала сорванца!

Евреи уподобились такому сыну, когда выйдя из Мицраима, после десяти казней, гибели своих преследователей, с огненным и облачным столпами, защищавшими от вредоносных сил, с колодцем Мирьям и манном, «умудрились» спросить во всеуслышание: «А есть ли среди нас Творец?» Собака, покусавшая глупого мальчишку — Амалек, пришедший после их вопроса. Почему его называют неблагодарным (кфуй това)? В недельной главе «Ки теце» написано:»Не гнушайся Эдомеянином, ибо он брат твой; не гнушайся Египтянином, ибо пришельцем был ты в земле его…» (Дварим,23:8). И если к мицрим допустимо хорошее отношение, несмотря их издевательства над евреями (из-за того, что они нам дали приют в дни голода), то почему и за какие заслуги мы должны быть любезны с эдомеянами? Действительно, заслуг у Амалека нет, одни злодеяния… и самое страшное — вопиющая неблагодарность. Тора, несмотря ни на что, даёт Эсаву шанс гиюра, а вместо этого — внук Эсава, Амалек, которому он передал всю свою ненависть к Якову и его потомкам, во-первых, сообщает Лавану, что Яков ушёл от него, во-вторых, приходит лично во главе войска (Всевышний допустил для него долголетие -210лет), находясь за тысячу километров от евреев, в Пустыню, чтобы воевать с ними, причём безо всяких шансов нанести им поражение. Об его неблагодарности — рассуждение в М е х и л ь т е ; в мидраше Танхума, в комментариях на недельную главу «Бешалах«. Тора предупреждает: «Не плюй в колодец, из которого ещё придётся напиться. И в качестве примера приводят Моше-рабейну, который не захотел быть неблагодарным по отношению ни к Нилу (в водах которого он был спасён), ни к праху земному ( который скрыл, убитого им мицри ), ни к Мидьяну (откуда он взял себе жену) Казни, связанные с Нилом и прахом, навёл его брат Аарон, а войну с Мидьяном возглавили Пинхас и Элазар-первосвященник. Также, приводят в пример Иосефа-праведника, который отплатил добром жрецам Египта, оставив им во владение земли и свободу, в отличие от всего народа, продавшегося ему в рабы,- за то, что жрецы спасли его от смерти, доказав Потифару, что Иосеф перед ним невиновен.

Примером неблагодарности (кфуй това) являются моавитяне и амонитяне, чьих предок Лот был спасён праотцом Авраамом, а они не проявили гостеприимства к его потомкам. А также, Навал-а-кармели, который не дал еду слугам царя Давида, помогавшим пастухам Навала охранять скот. Потомок Амалека Аман, которого Всевышний благословил всем мыслимым и немыслимым, а он заявил, что всё, чем он обладает, — ничто для него, пока Мордехай-еврей ему не кланяется. Ну и, наконец, — сам Амалек!

Учит нас Тора, что мы не должны уподобляться Амалеку в неблагодарности. Всевышний избрал нас из народов, вывел из Мицраима, дал нам Тору, привёл нас в Эрец Исроэль и дал нам её в наследие; то, собрав урожай, в радости и благодарности мы должны принести в Храм начатки первых плодов (бикурим)!

У этой заповеди есть и другие положительные стороны. Она учит еврея не быть невыдержанным, нетерпеливым (гаргераном). Увидел что-то лакомое — и сразу в рот! Увидел красивый, ещё не созревший плод, — подожди. Выдели его, отметь и дай ему созреть!

А также, помогает нам бороться с гордыней, уровняв всех у кого есть поле, сад, — и принести бикурим в Храм не через посредника — слугу, наёмного рабочего, раба, любого другого человека, а лично каждого без авторитетов, богатства, знатности. Даже еврейский царь должен своими руками принести корзину с бикурим в Храм. Эта заповедь свидетельствует о святости Эрец Исроэль, а также, что дана она избранному народу по воле Всевышнего. Исполнение заповеди о первых плодах исправляет грех первого человека и смягчает проклятие и наказание земли, связанное с этим грехом!


Оставить Комментарий