Статьи

Сегодня глубина Торы, отраженная в словах мудрецов, приходит к нам и с помощью интернета. И мы используем эту возможность при участии наших авторов, чтобы приблизить к ее вечным ценностям всех желающих познать Истину.

04
Сен

Союз утверждается устами. Часть 4.

Продолжим исследование этой темы и возвратимся к примерам из Торы. Праотец Яаков, переживая пропажу  Иосефа, сталкивается с непростым для себя выбором: большая семья на грани голодной смерти …  а надежда на  спасание, молнией блеснувшая из Мицраима, материализовалась привезёнными оттуда мешками c пшеницей, но добавила переживаний: сыновья возвратились без Шимона, а жестокий наместник фараона, оставивший его в качестве заложника, требовал привезти к нему младшего, любимого Биньямина. Праотец Яаков поначалу наотрез отказался выполнить этот сумасбродный приказ. Старший сын, Реувен, утешая его, предлагает «сделку»: «…  двух моих сыновей умертвишь ты, если не приведу Биньямина к тебе; отдай его на мои руки , и он возвратится к тебе…» (Берешит, 42:37) (К этим словам Реувена мы ещё возвратимся). Но искренний порыв старшего сына, наоборот, добавляет праотцу Яакову страдания: » Что ты такое говоришь?! Ведь внуки, как дети! » Проходит время, и в доме заканчивается запас продуктов. Яаков предлагает сыновьям ещё раз отправиться в Мицраим за зерном, «забыв» о страшном условии наместника. Иеуда вынужден был напомнить отцу: «Мы пойдём только в том случае, если ты отпустишь с нами Биньямина!» Однако, Яаков вновь не соглашается. И тогда основатель царской династии от имени всех братьев ещё раз пытается переубедить отца: «Не лучше ли Биньямину отправиться с нами, подвергая себя опасности, чем обречь всех на неминуемую гибель от голода?» Видя, что Яакову по-прежнему трудно принять решение,  невзирая на неудачу Реувена, Иеуда пытается своим поручительством за младшего брата помочь отцу окончательно определиться: «… отпусти отрока со мною; и мы встанем и пойдём, и будем жить, и не умрём. И мы, и ты, и дети наши. Я ручаюсь за него, из моих рук потребуешь отрока. Если я не приведу его к тебе и не поставлю его«. (,9).

Итак, рассмотрим, как проявилось правило «Союз утверждается устами» на примере высказываний Реувена и Иеуды Начнём со старшего. Тот предлагает «умертвить своих двух сыновей», если с Биньямином что-то случится. Яаков наотрез отказывается. И даже, несмотря на то что Реувен таким образом освобождается от испытания «возвратит или  не возвратит младшего брата» — всё равно попадает под «Союз утверждается устами» Находим это в гибели Датана и Авирама. Посмотрим на степень их родства с Реувеном. В главе «Корах они названы «сыновьями Элиава», а это — четвёртое поколение, то есть,  правнуки старшего сына праотца Яакова: Реувен — Палу — Элиав — Датан и Авирам. Рав Арье Каплан в книге «Живая Тора» говорит, что Авирам был сыном Палу и внуком Реувена. И, наконец, мидраш «Шмот Раба» утверждает, что Авирам был братом жены Датана, Шломит дочери Диври из колена Дана. Остановимся на первой версии. Правнуки — как внуки, внуки, как дети! Датан и Авирам умирают необычной смертью, живьём провалившись под землю. Понятно, что приговор Небес был подписан им по «заслугам». Но и высказывание их прадеда (отца) Реувена о своих двух сыновьях, безусловно, было принято во внимание!

Попутно выучим, как сказанное устами Датана и Авирама  запечатлилось в Небесном сценарии. Повествует мидраш: «Понимая, что Корах непоколебим, Моше попытался помириться с Датаном и Авирамом, послав к ним гонца с приглашением прийти в Мишкан. Они ответили ему упрёками и проклятиями, наотрез отказавшись выполнить просьбу Учителя: «Мы не соглашаемся подчиниться приказам Бен Амрама! И не поднимемся, даже если он прикажет нас наказать и выколоть нам глаза».

Что ж, приговор глупцу произносят его собственные губы. И, действительно, верные своему невольному «пророчеству», Датан и Авирам так и не поднялись ни с земли, в которую вскоре погрузились, ни в Эрец Исроэль, землю, текущую молоком и мёдом».

Что касается Иеуды, то он тоже, как уже было сказано, предложил себя поручителем за младшего брата. Проследим, во что это ему «обошлось». В отличие от Реувена, праотец Яаков принимает поручительство Иеуды и отпускает Биньямина с братьями в Мицраим. Казалось бы, теперь судьба поручителя зависит от того возвратится младший брат к отцу, или нет. Как мы знаем, с братом Иосефа ничего не случилось! Однако Иеуда всё равно попадает под воздействие правила «Союза». Об этом свидетельствует мидраш:

«Перед смертью Моше — рабейну благословляет Иеуду  сразу после Реувена, ибо колено Иеуды было ведущим. Он начал своё благословение со слов везот лиуда (а это благословение для Иеуды).  Тела всех сыновей праотца Яакова вынесли из Мицраима для погребения в земле Исроэля. Все сорок лет странствий евреев по пустыне они оставались нетленными, кроме тела Иеуды; его кости  разошлись и перекатывались внутри ящика, в котором находились. Иеуда сам навлёк на себя это наказание, умоляя и упрашивая  своего отца Яакова: «Позволь мне взять Биньямина в Мицраим. Если я не верну его тебе, пусть буду проклят во все мои дни, даже после смерти».

Хотя Иеуда вернул Биньямина Яакову , его проклятие, проклятие праведника, волей — неволей произвело действие. Поэтому душа основателя царского рода не могла войти в Ган Эден, соответственно, его кости не находили покоя. Моше — рабейну  умолял Ашема: Разве труп Реувена может оставаться нетронутым, когда останки Иеуды потревожены?! Разве он не побудил старшего брата открыто признаться в своей ошибке? Поэтому послушай, Ашем, голос Иеуды!» После молитвы Учителя, кости Иеуды соединились, душа  его была допущена в Ган Эден, где она воссоединилась с душами праведных евреев…»

( продолжение следует )


Оставить Комментарий