Статьи

Сегодня глубина Торы, отраженная в словах мудрецов, приходит к нам и с помощью интернета. И мы используем эту возможность при участии наших авторов, чтобы приблизить к ее вечным ценностям всех желающих познать Истину.

05
Дек

Недельная глава: Толдот (2016).

Р.Йосеф Скляр

Р.Йосеф Скляр

Недельная глава Торы «Толдот» помогает нам осознать суть тысячелетнего противостояния еврейского народа и  народов мира, корни которого в, казалось бы,  обычном семейном конфликте.

Разногласия между сыновьями Ицхака (не через видение Торы) воспринимаются, как вполне «допустимые», согласно утверждения, что у каждого человека есть свое мировоззрение и право на выбор. Тора учит нас другому.

Мидраш говорит, что праотец Ицхак, учитывая опыт своего отца Авраама, в примирении сына Сары и сына Агари, надеялся терпением, любовью, отеческой заботой, также, сгладить шероховатости в отношениях  своих сыновей-близнецов. Но время показало, что это далеко не так. Ишмаэль, когда умирает Авраам-авину, делает тшуву, и тем самым сводит к нулю свое противостояние и свои претензии к Ицхаку, а Эсав же, наоборот, провозглашает в сердце своем: «… приблизятся дни плача по отцу моему, и я убью Яакова, брата моего» (Берешит, 27:41). Отсюда, — неоспоримый вывод: Эсав за несколько десятков лет жизни в семье Ицхака-авину «поднял» свое, начатое еще в материнском чреве, противостояние брату Яакову на уровень лютой (открытая декларация об убийстве) ненависти. Проанализируем, как ему это «удалось». Какое-то время братья учатся вместе и их даже путают, несмотря на разительное внешнее различие. И это потому, что Эсав учит Тору, у которой есть сила изменять характер  человека, что сказывается и на его внешности. И вдруг — резкая перемена в  поведении старшего сына Ицхака, который выбирает для себя жизненный путь «воинствующего атеиста» и начинает борьбу со своим младшим братом «не на жизнь, а на смерть». На чем же зиждется его выбор? Оказывается, на неумении сдержать свой максимализм, который выражается формулой «хочу… сейчас … любой ценой«. Впервые это проявляется с продажей первородства. Эсав после бурных приключений, уставший и голодный, заходит на кухню, где  Яаков приготовил чечевичную похлебку для их отца Ицхака, скорбящего по умершему Аврааму-авину. Он говорит брату: » Дай мне поесть из красного, красного этого, ибо я устал!» ( Берешит, 25:30). Рассказывает мидраш, что Яаков объясняет Эсаву: еда приготовлена отцу, а ему придется подождать. Эсав отказывается ждать и, (не думая об отце!) просит отдать ему предпочтение. Яаков соглашается уступить при условии продажи ему первородства. Эсав соглашается тут же, без претензий и вопросов, уступить свое первородство младшему брату. Казалось бы, он делает это с легкостью, без всякого сожаления, и, наоборот, в приподнятом настроении, от утоления голода. Однако позже приходит отрезвление, которое порождает болезненное разочарование. И его переносить намного тяжелее, чем, скажем, чувство голода, если бы остался голодным, не продав первородство. Впрочем, досаду свою и разочарование Эсав очень умело скрывает, и находит утешение в насмешках (вместе со своими друзьями) над Яаковом, который купил ( по-настоящему заплатив) «какую-то фикцию»! Казалось бы, Эсав, после продажи первородства, отказался начисто от духовности в пользу своего праведного брата, однако это далеко не так. Судите сами. Ицхак зовет старшего сына, и тот отвечает: «Вот, я!» (инени). И это высшая форма послушания! Всевышний зовет Авраама-авину, и он отвечает: «Вот, я!» (инени).  Яаков-авину зовет Йосефа, и он отвечает: «Вот я!» (инени). Эсав декларирует: » Я — весь послушание, и хочу благословления отца!» Чтобы его удостоиться, он готов целый день бегать по полям и лесам, с заветной целью выловить животных, которые — условие для желанной цели Эсава. И даже, когда ему становится  понятно, что Небеса против него, он продолжает упорствовать в исполнении желания стать наследником благословения своего великого отца. По правде и справедливости, Эсав должен был прийти к Ицхаку и сказать: «Отец, у меня ничего не получилось с животными… Давай отложим охоту на другой день… » А вместо этого, как свидетельствует мидраш, он убил собаку и приготовил её в пищу (!) отцу. И здесь вновь проявляется его «достоинство» «хочу сейчас и любой ценой!» А цена, согласитесь, не малая! (накормить падалью великого праведника Ицхака)!

Комментарии на стих «Дай мне поесть из красного, красного этого, ибо я устал!» в книге рава Ицхака Зильберштейна «Алейну лешабеах«:

Рав Ицхак Зильберштейн

Рав Ицхак Зильберштейн

«После того, как сказал Эсав эти слова, назвала его Тора именем «Эдом» по красному цвету чечевичной похлебки. Но ведь в тот памятный день он совершил пять тяжелейших преступлений. Однако, Тора не называет его именем с оглядкой хотя бы на одно из них! А избрала для этого «легкое прегрешение» — «дай мне (любой ценой — И.С.) этого красного!». О пяти преступлениях — молчок, а чечевичная похлебка —  в поле зрения!

Однако, если  Тора выбирает для него имя «Эдом«, значит, это объясняет нам основной недостаток Эсава, И именно он (недостаток) породил его упомянутые преступления. Из Торы также учим, что если человеку не хватает умеренности и выдержки в его многочисленных желаниях, то он себя не ограничивает, а, наоборот, разжигает настолько, что потребует «красного, красного, этого«, чтобы погасить огонь страсти. Такой человек опускается на самую низкую ступень своего духовного потенциала и его положение — незавидное. И если он, продолжит упорствовать, то неизбежно придет, в конце-концов, к сожалению и  великому горькому плачу от им содеянного!»


Оставить Комментарий