Статьи

Сегодня глубина Торы, отраженная в словах мудрецов, приходит к нам и с помощью интернета. И мы используем эту возможность при участии наших авторов, чтобы приблизить к ее вечным ценностям всех желающих познать Истину.

22
Мар

Недельная глава Торы: Цав (5778).

Р. Йосеф Скляр.

«И сказал Господь Моше, говоря: Заповедай Аарону и его сыновьям следующее: вот закон всесожжения…» (Ваикра,6:1-2)

Гемора говорит, что «цав» — намёк на авода зараРаши же говорит, что здесь идёт речь о зризуте (поспешности) в исполнении заповедей не только в данном случае, а во всех последующих поколениях.

Что же имели в виду те, что отождествляли «цав» с авода зара (идолопоклонством)? Еврей, переполненный гордыней, подобен идолопоклоннику. Грех гордыни — тяжёлый грех, как будто нарушены все заповеди Торы. Говорит Всевышний: » Я и гордец — не будем вместе!»

Если еврей, исполняя заповеди, думает о себе с похвалой, одобрением, восхищением, то тут же теряет поддержку Небес во всех своих добрых начинаниях, и его усилия напрасны, так как их результат уже изначально сведен к нулю! Подобен ему, также, и тот еврей, который исполняет заповеди «на показуху».

Рабби Хаим из Воложина в своей книге «Нефеш а-хаим«, комментируя Мишну трактата «Авот» — «Кто богат? — довольный своей участью», — говорит, что не только о деньгах здесь идёт речь, а Торе , которую приобретает еврей ежедневной учёбой. А того, кто учит Тору на виду у всех, не любит Всевышний! И тот, кто торопится учить, хватаясь за всё без разбору и понимания, тоже движим гордыней. И грош — цена такой учёбе!

Дин гаавтана (гордеца) и у того, кто выставляет напоказ свои хумрот (устрожения), а также публично идёт против традиций, установленных руководителями поколений, — незавидный! И об этом говорит в своей книге «Биркат Иосеф» рабейну ХИДА.

Жертва ола, о которой повеление Аарону-Первосвященнику, сжигается целиком. Поэтому ему необходима поддержка Небес, которую унаследуют его потомки-коэны, в своём храмовом служении. А в буквах имени Аарон — намёк на четырёх ангелов, символизировавших в Высших Мирах его служение в Мишкане.

Далее написано :»А огонь на жертвеннике пусть горит, не угасая» (Викра,6:5). Объясняя на уровне пшат (прямое понимание текста), Раши пишет:»Здесь повторяются многократно слова от корня יקד (что означает горение) : «на кострище, на месте г о р е н и я (6:2); » а огонь жертвенника будет з а ж ж е н на нем» (6:2); и огонь на жертвеннике должен быть з а ж ж е н на нем»(6:5); «огонь всегда з а ж ж е н будет на жертвеннике(6:6). Все они истолкованы в трактате Йома (45 б), где наши мудрецы расходятся во мнениях, что до числа кострищ, которые были на жертвеннике. По мнению рабби Иеуды, их было два на протяжении всего года и три в День искупления; по мнению рабби Йосе, их было три на протяжении всего года и четыре в День искупления; по мнению рабби Меира, их было четыре на протяжении года и пять в День искупления. Каждый из них приходит к определённому выводу, основываясь на повторении слов от корня со значением «гореть, зажигаться»).

Шла — а — кадош, комментирую этот стих, ссылается на своего учителя Рамака (рабби Моше Кордоверо), который рассказывал, что ему повстречался один старец , научивший его сгуле (таинству): тот, кто хочет избавиться от посторонних мыслей в молитве должен перед ней сказать: «Эш тамид тукад аль а мизбеах, — ло тихбе«.

Добавил Шла, что только по причине скромности не сказал его учитель о старике, что тот — Элиягу — а — нави. Поэтому, эш тамид — это кавана (внутренний настрой) в молитве. И если жертва сегодня — это наша молитва, то, как без огня у жертвы нет смысла, так и без каваны молитва ничего не стоит. А посторонние мысли во время молитвы (даже если они связаны с Торой и учёбой, выполнением заповедей) снижают значимость молитвы, и лишают перспективы того, о чём подумалось.

Рабби Хаим из Воложина рассказывал о Гаоне из Вильно, что однажды во время молитвы  «Амида» Гаон додумался о решении трудного вопроса из Геморы, над которым долгое время ломал голову. Однако, после молитвы, это решение ускользнуло из его памяти, и он слегка опечалился: и от того, что отвлёкся на молитве, и от того, что потерял решение. Через некоторое время опять произошло то же, но в этот раз Гаон устоял, и «прогнал» посторонние мысли. После молитвы удостоился в награду семи откровений.

Отсюда урок о необходимости сосредоточения в молитве, если хотим мы, чтобы она была угодна Творцу! Также, в повелении «Цав» — намек на бескорыстное служение Творцу!

Рассказывает рав Ицхак Зильберштейн в книге «Алейну лешабеах», что в 2003 году, который оказался неблагоприятным для системы образования, когда по причине бюджетных сокращений начались массовые увольнения учителей, пришел  к нему с трудным вопросом  меламед с большим стажем работы в Талмуд Тора. Оказалось, что он тоже получил письмо об увольнении, несмотря на тридцать пять лет безупречной работы на одном месте! Учитель пришёл посоветоваться, как ему поступить? У него осталась возможность продолжить преподавание, не получая за это зарплату, сохранив связь с многочисленными учениками, которые в нём нуждались, или принять участие в благотворительном проекте, где ему гарантируют стабильное материальное вознаграждение за труд. 

Рав Зильберштейн предложил меломеду выбрать первый вариант и остаться преподавателем, не получая за это зарплату. Своё решение обосновал комментарием Хатам Софера на мегилат «Рут»: Боаз говорит Рут: «Мне рассказали всё, что ты сделала для своей свекрови после смерти мужа: ты оставила отца, мать и родную землю и пошла к незнакомому народу. Да воздаст тебе Г-сподь за твои деяния, и да будет полной твоя награда от Г-спода, Б-га Исроэля, под крылами которого ты пришла укрыться» (2: 11- 12).

Два вопроса есть на слова Боаза. Первый — в тот момент, когда Нооми решает отделиться от двух невесток, сопровождающих её в землю Исроэля, она благодарит их за то добро, что сделали они умершим мужьям и ей. Боаз же вспоминает добро, сотворённое только ей?! Второй — в чём суть благословения Боаза? Если Вс-вышний благословит Рут полной наградой, как выражается Боаз, то, что он подразумевает под этим словом. Разве награда Создателя может быть половинчатой?

Отвечает Хатам Софер так: «Когда женщина творит добро мужу, она, понятно, получает награду. Но это не такая уж и большая добродетель, так как она знает, что муж ответит ей, как минимум, троекратным воздаянием. Но если свекровь остаётся одна, теряет сыновей, и лишается имущества, а невестка по-прежнему желает быть с ней, то она демонстрирует скрытое сердечное добро, и это — истинная суть бескорыстия — основополагающей черты её характера. Такой она была также при жизни мужа!

И в этом ответ на два вопроса. Боаз подчёркивает истинность добра по отношению к Нооми, так как оно лишено всякого интереса невестки, и он обещает ей удвоенную награду, потому что её любовь и верность свекрови доказывает, что таким же искренним и правдивым было отношение Рут к Махлону при его жизни.»

«Ты, — сказал рав Зильберштейн меломеду, — примерно в такой же ситуации: десятки лет преподавал Тору, воспитывал юношей, формируя характеры праведников и мудрецов, получая за это вознаграждение, и в этом нет большой мицвы. Теперь же, когда поработаешь год без денег, докажешь, в первую очередь себе, что в твоей благородной работе зарплата не являлась самым главным и определяющим условием. К тому же, если поработаешь год бесплатно, — исправишь все прегрешения, связанные и с опозданиями на уроки, и с отменёнными уроками, когда ученики оказывались без учёбы (во избежании гезеля), за все годы работы».

Рав Ицхак Зильберштейн

 

 


Оставить Комментарий