Наш малый марафон
Ашкеназские евреи на исходе ушедшего шаббата «Ки таво» начали свой «малый марафон» — особые дополнительные молитвы «Слихот«, которые предшествуют ежедневной утреней молитве «Шахарит«. Почему «малый»? — Потому что измерятся (в этом году неделей). И это в сравнении со сфарадим (восточными евреями), которые свой «большой марафон» начали со второго дня месяца «Элуль«.
О назначении этих молитв рассуждает рав Реувен Пятигорский;
В дни элуля принято вставать в час утренней стражи (последняя треть ночи), собираться в синагогах и читать слихот («извинения») — тексты и молитвы, побуждающие к раскаянию. Эти тексты действительно завершаются просьбой о прощении. (Лейтмотив молитвы — Слах лану, «прости нам»).
Почему в утреннюю стражу? Ночь — это тьма, изгнание, грех. В последнюю стражу уже близок свет — время желанной молитвы. В эти часы Всевышний как никогда близок ко всем, кто призывают Его.
Почему с йом-ришона? Из-за Первого дня Творения. Человек — цель творения. Поэтому работу по возвращению к Творцу полезно начинать в первый день недели, сразу после шаббата.
Почему для слихот необходимы, как минимум, четыре дня? Так поступали в Храме, когда готовили животное для жертвы: его проверяли в течение четырех дней. Считается, что на Суде, в Рош-Ашана, человек сам должен вознестись к Создателю. Поэтому постановили проверять себя (читать слихот) не менее четырех дней.
«Я встал утром, чтобы благодарить Тебя, Б-г моей славы!
Стою этим утром, чтобы исповедать Тебе мои грехи.
Пусть в награду за мою службу будут даны мне в награду
Моя душа и мой народ. Вот единственная моя просьба«.
(Отрывок из слихот)
Слово «слихот» происходит от слиха (извинение, просьба о прощении). Так называются тфилот (молитвы) и пиютим (специальные гимны религиозного содержания), в которых мы просим Всевышнего простить нас за наши прегрешения, избавить от несчастий и спасти еврейский народ. Обычно слихот читаются в дни общих постов, во время национальных бед и, главным образом, — в элуле, месяце исправлений, месяце тшувы.
Мидраш рассказывает, что первые слихот были составлены во времена царей: «Опечалился царь Давид, поскольку не знал, чем можно искупить грехи евреев. Сказал ему Всевышний: В час беды, пришедшей на Израиль из-за грехов, пусть встанут передо Мной в молитве, покаются в проступках, произнеся весь порядок слихот, — и Я прощу их».
Намек на необходимость читать слихот находим в Торе, в недельном разделе «Ки Тиса«. Моше-рабейну просит Всевышнего простить евреев, согрешивших с золотым тельцом.
Б-г «прошел перед лицом Моше» и открыл ему 13 мидот (характеристик) Своего милосердия. Отсюда учат наши учителя, что Творец мира как бы показался наяву, выступив в роли того, Кто, закутавшись в талит, совершает общественную молитву от лица всей общины; тем самым Он открыл пророку Моше порядок чтения слихот. (Действительно, центральная часть слихот — молитва, перечисляющая все 13 способов проявления Всевышним милосердия.)
Мидраш поясняет, что, когда Моше-рабейну поднялся на гору Синай, чтобы выпросить прощение для евреев, был рош-ходеш (первый день месяца) «Элуль«. И пребывал он на ней вплоть до Йом а-Кипурим. Все эти дни евреи молились в своем стане, постясь и раскаиваясь. С тех пор элуль считается месяцем, удобным для исправлений, когда Всевышний особенно милостив ко всем, кто решил вернуться к Нему…»
В этом году в Дор ревии нарушили многолетнюю традицию чтения слихот после наступления хацот лайла (полночи), а перенесли их перед утренней молитвой «Шахарит» с расчетом молиться «Ватикин» — самой ранней разновидностью утренней молитвы.
Слава Б-гу — получилось!
Поэтому, приглашаем всех желающих присоединиться к нашему миньяну по адресу:
Ашдод, район «Юд», ул. Ехезкель, а—нави, 10. Начало в 5.20.