Статьи

Сегодня глубина Торы, отраженная в словах мудрецов, приходит к нам и с помощью интернета. И мы используем эту возможность при участии наших авторов, чтобы приблизить к ее вечным ценностям всех желающих познать Истину.

05
Дек

Недельная глава: Ваешев

Р.Йосеф Скляр

Р.Йосеф Скляр

«И сняла она с себя вдовью одежду свою, и покрыла себя покрывалом, и окуталась, и села у входа в Эйнаим, что по дороге в Тимну; ибо видела, что подрос Шела, а она не дана была ему в жёны». (Берешит 38:14).

Иеуда освятил свои отношения с Тамар, познав её путём всего живого. И если для него эти отношения возникли спонтанно, неожиданно и, поначалу, даже против его желания,- то Тамар действует осознанно, продуманно, подготовлено и только во имя Небес и конечного результата – родить в чистоте от Иеуды будущего царя…

Объясняет «Меам Лоэз», что после смерти Онана, Иеуда предложил невестке возвратится в дом её отца и во вдовстве своём дождаться, пока подрастёт Шела. Он опасается, что если его младший сын женится на Тамар, то по причине малолетства ему не будет хватать знаний и моральных качеств, чтобы не пойти по греховному пути старших братьев и не навлечь на себя такое же наказание смертью… и поэтому не торопится продолжить ибум (Левиратный брак.)

«Меам Лоэз» также свидетельствует, что мнением других мудрецов, это решение Иеуды оценивается ему в заслугу, потому что не хочет он обидеть Тамар, сказав ей напрямик, что Шела не станет её мужем, так как подозревает, что она – катланит, -женщина, убивающая своих мужей. (С этим соглашается «Гемора», так как два её мужа умерли одинаковой смертью.) И согласно этому мнению, он отсылает её из своего дома, поскольку Шела ещё мал и не может исполнить обряд халицы (чтобы освободить Тамар для замужества с другим мужчиной). Раши отмечает, что Иеуда, вообще отговаривался от неё пустяками, а Рамбан считает, что он взаправду хочет женить на ней Шелу, когда тот возмужает в изучении и исполнении мицвот и окрепнет характером…

И ещё одно мнение в «Меам Лоэз»,- что будущему основателю царской династии в этой ситуации не всё ясно, поэтому отсылая невестку ожидать в дом отца под предлогом, что Шела подрастёт, он хочет выиграть время, в надежде, что по милосердию Небес, ему откроется верное решение…

Однако Милосердие Небес проявилось по отношению к нему ( а по большому счёту по отношению ко всему еврейскому народу), в том, что когда Шела повзрослел, он не женил его на Тамар… и чем Иеуда руководствовался в своём решении очень трудно понять без комментариев, в частности Рамбана, который объяснил, что Тамар и Иеуда разошлись в «оценке» Шелы: она считала его уже достаточно взрослым, а Иеуда – по – прежнему юнцом, так как не исполнилось ему и десяти лет. И тогда, прождав ещё некоторое время, поторопилась Тамар предложить себя тестю, переполненная страстным желанием родить от святого семени.

«И сняла она с себя вдовью одежду свою, и покрыла себя покрывалом, и окуталась, и села у входа в Эйнаим, что по дороге в Тимну; ибо видела, что подрос Шела, а она не дана была ему в жёны». (Берешит 38:14).

Вот один из комментариев. « О двух вещах говорит Писание. Первое, что увидела –повзрослел Шела, и свекор не сдержал своё слово, так как она до сих пор в доме отца; Второе, — озарённая Духом Святости, что Шела не достойный стать её мужем.»(Ор а Хаим в «Микроот гдолот» на стих Берешит 38:14).
Попробуем подытожить вышесказанное.

Итак, с одной стороны Тамар, которая поторопилась взять инициативу в свои руки, а с другой – её свекор, которого нелогично осуждать, что во второй раз «обошёл» невестку, потому что видел ситуацию с высоты своих знаний, моральных качеств и жизненного опыта. Но тогда, как понять его самокритичность «… и узнал Иеуда, и сказал: «она праведнее меня, так как я не дал её Шеле – сыну моему…»? (Берешит :38:26)
И прежде, чем ответить на этот вопрос, важно определиться в чём с точки зрения комментаторов ошиблись и Тамар, и Иеуда:

1. Иеуда в беременности невестки обвиняет себя (он отец будущего ребёнка) и всё из-за того, что не дал ей Шелу и этим спровоцировал её инициативу (рабейну Бахайя)

2. Он осознал, что сближение с ней основано на его вожделении, а она стремилась завершить мицву о ибуме ( левитарном браке) и поэтому по справедливости вынуждена была поменять Шелу, ябама ( завершителя заповеди) на Иеуду, гоеля ( первого претендента после ябама) Рамбан

3. Он признает, что невестка правее его даже своим обманом, так как в этом не искала для себя удовольствия. (значительнее нарушение во Имя Небес, чем заповедь исполняемая не во Имя Небес). (Сфорно)

4. Иеуда видит, что Тамар правее его и потому, что не подозревая о своих с ней родственных связях, он сблизился с женой, умерших сыновей, которая была для него в положении невестки и этим нарушил постановление суда Шема для сыновей Ноаха. (Нарушение, как потом выяснилось, было условным, так как она не оказалась нееврейкой) (Ор а хаим).

В книге«Колодец живой воды» рабби Хаима из Черновиц» находим оригинальные комментарии и  на главу «Ваешев«:
«И сказал Иеуда Тамар, невестке своей: «оставайся (שבי )вдовою в доме отца твоего…и пошла Тамар и жила ( יתשב ) в доме отца своего…» (Берешит 38:11)

5. «И сделала она по слову Иеуды, дожидаясь Шелу. И в слове жила ( תשב ) намек на задержку и тягостное ожидание, пока подрастет ябам (завершитель заповеди) ;а также, намёк на вдовство и горечь, как сказано в книге «Эйха» об общине Израиля: «И сидела ( ישבה) то же корень, — среди народов не было покоя ей». И добавляет автор книги «Колодец живой воды», подтверждая вышесказанное им, и приводит со ссылкой на мидраш из трактата «Санедрин» стр. 106, слова рабби Йоханана, что в каждом месте, где говорится жил ( ישב) намек на огорчения, страдания, неприятности, и пример тому в книге «Бемидбар»: «И поселился Исраиль в Шитимме и начал народ распутничать с дочерьми Моава». (Бемидбар: 24:26) (рав Хаим из Черновиц.)

И с этим комментарием пришло ко мне понимание того что в тягостном ожидании для Тамар завершила не один год; а это значит что невостребованными оказались её молодость и красота, высокие моральные качества эшет хаиль (добродетельной жены), её потребность в любви и материнстве… И в добавлении ко всему под угрозой оказался её еврейский образ жизни, так как отправлена была она в дом отца, а фактически в дом матери (мидраш сообщает, что к тому времени праведный Шем умер), то есть, в нееврейскую среду, где соблюдать законы и хранить верность Торе было отнюдь не просто…
Таким образом, проясняется мотивация столь решительного поступка Тамар: мало того, что её обрели на страдания, ещё и в добавок, когда не дали Шелу, чуть было не лишили надежды родить сына царского рода…


Оставить Комментарий