Недельная глава: Ваигаш
«И подступил (ваигаш) к нему Иеуда и сказал: О мой господин! Дай же изречь твоему рабу речение во всеуслышание моему господину, и да не воспылает твой гнев на раба твоего, ибо ты как Паро!«
Это сравнение грозного наместника с царём Мицраима, с которого Иеуда, защищаясь, переходит в наступление, нуждается в осмыслении.
Итак, вспомним: сыновей Яакова, отправившихся за хлебом в Мицраим, арестовывают, подозревая в шпионаже. Обвинение им предъявляет сам правитель страны! С другими так не поступают! И если бы они не так расчувствовались от ареста, то скорее всего, задумались бы о причине предвзятого к ним отношения. Стремительное развитие событий, которые усугубляют и без того шаткое положение по-прежнему подозреваемых, лишает их возможности распознать этот не совсем объяснимый интерес наместника к их особам! Но если бы им всё же удалось это осмыслить, то тут же бы появился взаимный интерес к загадочной личности правителя. И тогда, потянув за ниточку, они бы распутали клубок величиной в двадцать два года догадок и сомнений и нашли бы пропавшего брата, с которым так жестоко и несправедливо поступили.
Мудрейший из мудрейших, Иосеф, под водительством руах а-кодеш (духа святости), арестовав сыновей Яакова, добивается единственной цели: вызвать у них чувство раскаяния в продаже младшего брата и в нанесении тяжких страданий отцу, и по сей день пребывающему в скорби о пропавшем сыне. Ему это удаётся! Большие праведники, братья Иосефа, связали свой давнишний тяжёлый поступок, с испытаниями, которые им приходится сейчас переживать, так как поняли, что их наказывают Свыше! С этого момента они настолько сосредотачиваются на своей тшуве, что не замечают очевидного: они поклонились Иосефу! Но и Яаков, ещё не удостоившийся возвращения руах а-кодеш, не понимает ничего из рассказа о их приключениях в Мицраиме. И только Иеуда за свою самоотверженность удостаивается стать тем, кто прекращает «спектакль» правителя, вынудив его сознаться: «Я — Иосеф!»
И начинается всё со сравнения наместника с царём. Иеуда, предъявляя логичные, мудрые и справедливые претензии, говорит: «Ты подобен Паро, который издаёт извращённые законы. И с нами поступаешь по своим нечестивым правилам! Множество людей приходит за зерном. И никого из них не арестовали и не допрашивали. Зачем ты интересовался нашей семьёй… и спрашивал об отце и брате? Мы что пришли просить в жёны твою дочь? Ты получил ответы на все свои вопросы. Мы были учтивы с тобой, и сами рассказали, что у нас есть престарелый отец и младший брат, последний из его сыновей, а его брат по матери умер. И не понятно для чего ты захотел его увидеть?» Раши комментируя «… а брат его умер», — говорит: «Страх побудил его сказать неправду. Он подумал: «Если скажу ему, что (брат) жив, он прикажет: «Приведите его ко мне».
Рав Ицхак Зильберштейн в книге «Алейну лешабеах» помогает нам понять этот комментарий. Он пишет: «Проследим, что стоит за очевидным намерением Иеуды противостоять Иосефу и вызволить Биньямина. Он готов, если нужно для этого, воевать и даже уничтожить Мицраим!
Иосеф в продолжение их горячего диалога понимает, что слишком натянул струну, и если она не выдержит и порвётся ему придётся воевать с праведными богатырями-героями.
Поэтому возникает вопрос: как их предводитель может солгать из страха? Может быть, можно сказать, что Иеуда согласен был выйти на войну только с целью возвратить Биньямина отцу. Но в других вещах, не столь важных для него, как например, ответить с точностью Иосефу, где находится их пропавший брат, отнюдь, не собирался воевать и жертвовать собой. Поэтому и побоялся сказать правду о брате, себе в заслугу, как написано в Мишлей: «Блажен человек, который всегда страшится, а ожесточающий сердце своё попадёт в беду»(28:14). И есть в этом важный урок.
Мы привычны иметь дело с людьми, у которых ярко выраженные, неизменные черты характера: или они силачи, или — слабаки; или — щедрые, или — скупые; или — стеснительные, или беспардонные. Почти не знакомы нам люди, изменяющие суть своего «я» от мгновения ко мгновению: то он герой на войне за свои религиозные убеждения и не склоняется перед безбожниками и злодеями, то через мгновение уже боится и беспокоится о делах рук своих, чтобы не согрешить. Или сегодня он щедр в пожертвованиях и добрых делах, а завтра ограничивает себя в этом!
Но тот, кто служит Создателю в верности, подобно святым родоначальникам колен, знает, что следует подчинить разуму чувства. И не подаваться каждому сердечному порыву. Но там, где нужно воевать, воюет во всю силу. Однако, если понимает, что война бесполезна, тут же становится гибким, как тростник.»
Comment
Оставить Комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Рейзл бат Моше Зайцева
25.12.2014 at 15:51Я начала учиться не так давно. И мне пока не совсем понятно, почему Йосеф добивается раскаяния братьев. Неужели только это мотивирует его жестокое с ними обращение. Может быть он им просто мстит за причиненные ему страдания?! Объясните, пожалуйста!
Иосеф Скляр
25.12.2014 at 16:21Спасибо за вопрос. С радостью отвечаю.
Йосеф — праведник неизмеримой величины. Суть его жизни — самопожертвование для семьи праотца Якова и зарождающегося еврейского народа. Он понимает, что все его братья — основатели этого народа. Они — духовные корни могучего дерева, в заслугу которого у мира есть право на существование. Чтобы это дерево было великим и жизненным, ему нужны крепкие и здоровые корни. Братья Йосефа однажды сильно оступились. И это можно и нужно исправить путем полного и искреннего раскаяния. Но без осознания греха раскаяние невозможно. Поэтому Йосеф просто помогает им попасть в ситуацию чтобы они поняли свое бессердечное отношение к нему, когда он умолял о милосердии. «Жестокость» Йосефа — им ко благу. Перечитайте внимательно главы «Микец» и «Ваигаш» и Вы увидете что он переживает вместе с ними, и, даже не выдерживает и убегает из комнаты где они «выясняют отношения», чтобы дать волю своим чувствам. Оставшись в одиночестве он рыдает от любви и жалости к ним. Это ответ вкратце. Более глубокое объяснение найдете в статье «Йосеф-праведник» в рубрике «Наши исследования» на нашем сайте.