Статьи

Сегодня глубина Торы, отраженная в словах мудрецов, приходит к нам и с помощью интернета. И мы используем эту возможность при участии наших авторов, чтобы приблизить к ее вечным ценностям всех желающих познать Истину.

16
Июн

Недельная глава: Шлах

«И Г-сподь сказал Моше, говоря: Пошли от себя людей, чтобы он высмотрели землю Кнаанскую, которую Я даю сынам Исроэля…»(Бемидбар,13:1-2). Рав Зильберштейн свои размышления на этот стих Торы начинает с комментариев Раши: » Я не повелеваю тебе; если желаешь пошли. Ведь сказано было им, что эта земля хороша ( «Возведу вас из подневолья (в) Мицраиме … ( на землю точащую молоко и мёд)» (Шмот,3:17). Их жизнью (клянусь), что дам им возможность впасть в заблуждение из-за соглядатаев, чтобы им не овладеть (землёю)» (Сота 34б; Танхума).

Написано в книге «זהב שבא» что награда определится человеку за исполнение заповедей, а наказание за их нарушение. И есть ещё одно тяжелое наказание за греховные поступки, когда отбирается у человека право выбрать добро, но когда он исполняет заповеди, то защищён от ошибочного выбора. К тому же,  еврей нарушая волю Создателя,  даёт Сатану право заставить его ошибиться и закрыть ему глаза на истину. И вещи до грехопадения, которые были очевидно запретными, вдруг становятся в его глазах, будто дозволенными. Находим в нескольких местах в Торе, как в результате греховных поступков отбирается у человека право выбора в исполнении заповедей. Этому учит рабейну Бехайя на стих в недельной главе «Баалотха« (12:1): «И сказал Вс-вышний вдруг…» Чтобы не успели сделать тшуву. Потому что в их обсуждении Моше  было осквернение Имени. Как написано в Трактате «Кидушин»,(40:1), что невозможно остаться безнаказанным при этом грехе. Поэтому Б-жественное проведение повело события так, чтобы оставить их без покаяния. И также в главе с разведчиками, посылка которых была оценена Свыше, как прегрешение; и отсюда — ошибка и народа, и его руководителей. И она страшная до такой степени, что захотели побить камнями Иеошуа и Калева! И если бы не защита Небес, они бы осуществили это необъяснимое, безрассудное, нелепое кровопролитие! И всё потому, что допущено было им ошибиться!

И не просто понять, что по правде произошло там, когда у всего народа возникло единое желание пролить невинную кровь Иешуа и Калева. Раши, комментируя стих «И сказали они, вся община, чтобы побить их камнями…»(14: 10), спрашивает: Убить Иешуа и Калева? Очень странное и непонятное дело! Как это, что вся община хотела крови, зачем и почему?! Где были  праведники, не согрешившие с золотым тельцом?  Почему же они не воспрепятствовали их намерениям?

Это нуждается в объяснении. Проанализируем стих «И возвысила голос вся община, и заголосили они, и плакали они, народ, в ту ночь.»(14:1). Учит Раши, что «вся община» — Санедрионы. И они постановили, что в связи с положением, в котором оказался народ, евреи не  удостоятся явных чудес и поэтому не смогут победить кнаанейских царей, одолеть великанов, там проживающих, завоевать их города, защищенные высокими и крепкими стенами. И к тому же, странная эта земля, с одной стороны порождает гигантов, а с другой — «поедает» своих жителей…

Отсюда и постановление Санедрионов — избрать царя и возвратиться в Мицраим, основанное на очевидной для их жизней опасности завоёвывать обетованную землю. И по закону Торы, они не должны были обсуждать свои сомнения с Моше-рабейну. И подтверждение этогого в Мишне бруре, где сказано, что если возникает вопрос об опасности для жизни и нужно принять решение, обоснованное законом, и есть там мудрец, который может ответить мгновенно, то его мнение становится решающим, и это не задевает честь рава, который не рядом. Поэтому главы Санедрионов постановили:  очевидная угроза для женщин и детей пасть от мечей защитников Эрец Кнаан, освобождает их от мнения Моше-рабейну… и даёт им право выбрать царя и возвратиться в Мицраим.

На основании постановления глав Санедрионов решила община Исроэля побить камнями Иеошуа и Калева, так как их призывы войти в землю, истекающую молоком и мёдом, порождали угрозу жизни, и они попадали в статус преследователей… и подлежали смерти по закону Торы!

Как видим, община Исроэля намеривалась действовать не эмоциями, а Синайскими законами. И поэтому они приняли на веру решение мудрецов, которые страшно ошиблись дважды: по отношению к Иеошуа и Калеву, и по одобрению призыва разведчиков не входить в Эрец Исроэль


Оставить Комментарий