Статьи

Сегодня глубина Торы, отраженная в словах мудрецов, приходит к нам и с помощью интернета. И мы используем эту возможность при участии наших авторов, чтобы приблизить к ее вечным ценностям всех желающих познать Истину.

01
Янв

Недельная глава: Шмот

 

В конце последней главы книги «Берешит» сообщает нам Тора о смерти Йосефа-праведника. И это печальное событие также вспоминается в начале главы «Шмот«: «И умер Йосеф, и все братья его, и весь род тот» (Шмот,1: 6-7).

Видится здесь намек на предстоящее еврейскому народу рабство в Мицраиме: подаренная одежда любимому сыну с ктонет пасим ( полосатая) знаменует перепады в его судьбе —  то взлеты, то падения: в чередовании разноцветных полос — символы свободы и … рабства! Потому что граница между полосами — и есть смерть Иосефа и глав колен. За их праведность и  заслуги — благословение на всём поколении. Не стало праведников — еврейский народ лишается защиты и порабощается!

Рав Ицхак Зильберштейн в книге «Алейну лешабеах» размышляет об истоках силы и величия тех, кто своими заслугами может хранить поколение своих современников. Он пишет:

«Тора  сообщает нам, что тяжесть порабощения  навалилась на народ после смерти смерти Йосефа, братьев и всего того поколения. Объясняет Ор а-хаим, что Писание напоминает, также, о смерти этого поколения, т.е. семидесяти спустившихся в Мицраим, с целью научить, что все они были людьми важными и авторитетными. Поэтому и не стали… и не были рабами! Потому что великого человека обратить в рабство невозможно!

Из этого следует вывод: если человек ведёт себя, зная себе цену, с чувством солидного собственного достоинства, уважая себя и свои качества характера, то он застрахован и огражден от греха, который может пленить его тело через дурное побуждение и всякого рода вожделения.

Подтверждение этого мнения было найдено в Сефер а- хинух  в связи с чистотой тела. Потому что человек нечистый —  склонен ко греху. И это можно выучить из запрета дробить кость пасхальной жертвы.  Так как важный человек не делает низменных действий, какими, например, является дробление костей. И, даже в мыслях далек от того, что может позволить себе стоящий ниже его на ступеньку! Иначе он станет легкой добычей для дурного побуждения, которое завладеет его сердцем.

И это находим в мидраше,  когда паро хитростью сделал свое дело, убедив сынов Исроэля потрудиться вместе с ним на изготовлении кирпичей, разумеется, за приличное вознаграждение. Они потрудились на славу. И в первый день изготовили такое огромное количество, о котором мицрим не могли и мечтать; увы, как говорят, — на свою голову! Их патриотический порыв с того момента становится обязательной нормой ежедневного принудительного труда! Однако колено Леви не соблазнилось возможность подзаработать, и остались на прежней духовной высоте ; придумав себе «болячки» они законно отказались участвовать в коллективном труде, спаслись от рабства и удостоились в будущем стать носителями ковчега завета.

Важный  урок учим из этого: особое поведение требуется от бен Тора, который не должен своими действиями разрушать уважение к себе. Как, например, тот аврех, о котором рассказал мне один из больших в Торе в нашем поколении. Он однажды, находясь в такси, стал свидетелем неприятного инцидента между водителем и женатым бен Тора. Они спорили о какой-то мизерной сумме, и авреху это явно было ни к лицу, потому что являлось хилуль а-Шем! Таксист так разозлился, что начал ругать всех верующих!

В «Перкей де рабби Натан» написано: «Сказал Иси, сын Иеуды:» Почему талмидей хахамим умирают преждевременно? Оттого, что позорят себя! Как, например, сыновья первосвященника Эли, в эпоху Судей, которые за свои безнравственные поступки в Мишкане, были наказаны смертью в битве с плештим..

Отсюда можно сделать немаловажный вывод: насколько наказуем хилуль а-Шем, настолько благословен кидуш а-Шем

 


Оставить Комментарий