Статьи

Сегодня глубина Торы, отраженная в словах мудрецов, приходит к нам и с помощью интернета. И мы используем эту возможность при участии наших авторов, чтобы приблизить к ее вечным ценностям всех желающих познать Истину.

28
Июн

Недельная глава: Шлах

20151007_221051Недельная глава «Шлах» повествует о роковой ошибке десяти выдающихся евреев великого поколения Пустыни, о которых, накануне такого неудачного шлихута в Обетованную Землю, свидетельствуют Небеса, как о праведниках. Тора называет их по именам, а также указывает на то, как звали их отцов. Вспомним правило: имя еврея, которым он назван в Писании, свидетельствует о величии и значимости человека. Это касается, как праведников, — так и злодеев!

Наши мудрецы объяснили, что в именах разведчиков и их отцов , содержится намек на их прегрешение — возведение хулы на Эрец Исроэль — причем, несмотря на то, что всех зовут далеко не одинаково!

Однако, сегодня поговорим о двух из двенадцати, которые не только не участвовали в заговоре разведчиков, но всячески старались ему помешать. Оказывается, что намек на их заслугу, также, скрыт в их именах.

Колено Иеуды было представлено Калевом бен Йефуне. Имя «Калев» намекает, что он рассказал народу, собравшемуся выслушать разведчиков, о том, что было у него на сердце ( на иврителев) — о достоинствах Эрец Исроэль!

Настоятельно советуя евреям завоевать её, он не последовал подстрекательскому совету своих спутников и освободил (йефуне) себя от их влияния. Это был очень мужественный поступок, к тому же, ему пришлось проявить мудрость и выдержку, чтобы спрятать от них свои истинные сердечные намерения до самого последнего решающего мгновения, когда он выступил перед всеми с горячей убедительной речью, настаивая на послушании Моше-рабейну и завоевании Эрец Исроэль! Напрашивается вопрос: откуда у него взялись силы и решительность на столь героические действия?

Ответ: он правнук Иеуды и Тамар (Иеуда — Перец — Хецрон — Калев), которые как раз и отличались этими качествами!

К тому же, один важный поступок его прабабушки Тамар мог научить, как поступить, чтобы не присоединиться к заговору разведчиков.

Вот о чем идет речь. Известен молитвенный вопль души Тамар «… не дай мне Г-споди, уйти из этого дома пустой…»

Она просит удостоиться родить сына царских кровей. Но просьба её «висит на волоске», так как оба мужа Тамар умерли, их младшего брата ей не дали, а отец умерших женат и никогда не приблизится к ней, потому что она — невестка!

Спустя годы Иеуда теряет жену, и после дней скорби, отправляется стричь овец. Путь праведника проходит через перекресток у входа в Эйнаим, где Тамар ждет его, сидя у своего шатра и, надеясь,  что он здесь задержится и завершит ибум, пусть, даже не зная об этом. Но Иеуда проходит мимо безо всякого к ней интереса!

По логике вещей — здесь место её молитвенному воплю. Однако «Меам Лоэз» свидетельствует, что она произносит его многим раньше, преднамеренно отправившись в Хеврон помолиться на могилах праотцов и праматерей. Именно, к их заслугам взывает праведная мудрая женщина, когда просит Вс-вышнего родить сына — наследника Иеуды в основании царства. Ее молитва принимается, а эта история становится семейной реликвией…

Я всегда считал, что Калев бен Йефуне был первым, кто научил нас молиться на могилах праведников, когда он один из всех разведчиков, не испугавшись великанов, дошел до Хеврона, до Махпелы, где захоронены Авраам, Ицхак, Яаков, Сара, Ривка, Лея…

Получается, что он мог это позаимствовать у своей прабабушки Тамар!

А теперь — об Иеошуа. Один из самых выдающихся евреев нашего народа, верный слуга и ученик Моше-рабейну, был очень дорог и Учителю. Для его спасения он совершает экстренные действия, а именно: изменяет прежнее имя ученика — «Ошеа» на — «Иеошуа», добавив к нему «юд«, и закрепляет свое намерение —  уберечь верного друга, —   материализовав его в словах молитвенной просьбы:» Да упасет (Иеошуа — спасение) тебя Б-г от дурного совета разведчиков!»

vksm8382__w470h250q85[1]Рав Ицхак Зильберштейн в книге «Алейну лешабеах» приводит интересное добавление к комментариям на стих » И назвал Моше Ошеа бин Нуна — Иеошуа» (Бемидбар, 13:17):

«В переводе Йеонатана бен Узиэля сказано, что, зная о скромности своего ученика, Моше-рабейну тут же изменил ему имя на «Иеошуа». И нужно  объяснить, в чем связь изменения имени со скромностью? Нашел у Оэв Исроэль в заметках на мидраши интересное размышление. Он говорит, что во время воскрешения мертвых будет особый порядок, установленный согласно очередности букв ивритского алфавита. То есть, первыми встанут те, чьи имена начинаются с буквы «алеф«, например: Авраам; вторыми — с буквой «бет» — (Биньямин); третьим- с «гимел» — (Гад) и т. д… И добавлено, что среди первых, также, будут скромные! Поэтому, Моше-рабейну, изменив имя любимому ученику, «мог опасаться», что «отодвинет» его воскрешение, так как  начальная буква прежнего имени — «эй» — пятая в алфавите, а новая — «юд» — десятая! Однако, увидев скромность Иеошуа, без всяких сомнений и колебаний пошел на это, чтобы спасти верного друга от заговора разведчиков!»


Оставить Комментарий