Статьи

Сегодня глубина Торы, отраженная в словах мудрецов, приходит к нам и с помощью интернета. И мы используем эту возможность при участии наших авторов, чтобы приблизить к ее вечным ценностям всех желающих познать Истину.

21
Ноя

Обо всем через Тору (2)

images[8]                                                                           Роза красная

images8MBD7IDD

Р. Меир Левин

В склянке темного стекла

Из-под импортного пива

Роза красная цвела,

Гордо и неторопливо.

Исторический роман

Сочинял я понемногу,

Пробиваясь, как в туман,

От пролога к эпилогу.

Каждый пишет, что он слышит,

Каждый слышит, как он дышит,

Как он дышит, так и пишет,

Не стараясь угодить.

Так природа захотела,

Почему, не наше дело,

Для чего, не нам судить.

Были дали голубы,

Было вымысла в избытке,

И из собственной судьбы

Я выдергивал по нитке.

В путь героев снаряжал,

Наводил о прошлом справки,

И поручиком в отставке

Сам себя воображал.

Каждый пишет, что он слышит,

Каждый слышит, как он дышит,

Как он дышит, так и пишет,

Не стараясь угодить.

Так природа захотела,

Почему, не наше дело,     

Для чего, не нам судить.

Вымысел не есть обман,

Замысел — еще не точка.

Дайте дописать роман

До последнего листочка.

И пока еще жива

Роза красная в бутылке,

Дайте выкрикнуть слова,

Что давно лежат в копилке.

Каждый пишет, что он слышит,

Каждый слышит, как он дышит.

Булат Окуджава

*   *   *

Недавно я прочел статью рава Нахума Шадхина «Чудо существования

народа Израиля».

Вначале меня поразила ассоциация песни в эпиграфе с

пророком Ошеа, который сравнивает еврейский народ с розой, которая

гордо и неторопливо цветет в бутылке.

«Буду Я как роса Израилю, расцветет он как роза и пустит корни

свои, как кедр ливанский. Раскинутся ветви его, и станет подобна

оливковому дереву краса его, а аромат его – как с Леванона» (Ошея, 14:6).

В этом стихе народ Израиля уподобляется розе. Роза очень красива и

у нее прекрасный запах. Однако ее слабое место – отсутствие мощных

корней. На это отвечает пророк, что Израиль будет прекрасен как роза,

но при этом корни его будут, как у ливанского кедра.

«Исторический роман» сочиняет понемногу Всевышний, человечество

и каждая отдельная личность — «пробираясь, как в туман, от пролога к

эпилогу». Еврей пишет собственный роман, как он слышит голос Б-

га или Сатана. «Так природа захотела», природа — это название Б-га. А Б-гу

мы не задаем вопросы и Его не судим.

Как я пишу свои истории? Выдергиваю из своей судьбы по

нитке. И дополняю вымыслом, который не есть обман. Главное – быть

прямым перед Всевышним и не стараться понять все Его замыслы. А когда с

деревьев упадет последний лист, Всевышний выкрикнет слова, которые

давно лежат в копилке и призовет Машиаха. И Он успеет выкрикнуть эти

слова, «пока еще жива роза красная в бутылке», то есть еврейский народ.

У пророка Йешаяу есть еще одно образное сравнение:

«Не бойся, червь Яакова, потомство Израиля. Я выручаю тебя, слово

Г-спода! (Я) избавитель твой, Святой Израиля» (Йешаяу, 41:14).

«Почему уподобляется Израиль червю? Чтобы сказать нам, что

подобно тому, как червь точит кедры устами и, будучи слабым,

разрушает сильного, так и Израиль – вся сила их в устах, которыми они

произносят молитву, и ею они повергают нечестивых из народов мира, и

превосходят их, несмотря на то, что те сильны как кедры» (Мидраш

Танхума, Бешалах, 9).

Иногда «червь» переводится как «гусеница Якова». Этот неожиданный

образ не встречается в других пророчествах, однако сам по себе он понятен.

Это образ народа в изгнании, слабого и беззащитного, когда кажется, что

всякий может наступить на него и поэтому он прячется, скрывается. Он

неприятен на вид, однако внутри происходят незаметные процессы,

приближающие неожиданное раскрытие потенциала, когда тот, кто был

прижат к земле, неожиданно раскинет крылья и поднимется до небес, как

гусеница, превратившаяся за одну ночь в бабочку.

Сказал император Адрианус рабби Йеошуа: «Велика сила овцы,

выживающей среди семидесяти волков» (народ Израиля среди семидесяти

народов мира). Ответил ему раби Йеошуа: «Велик тот Пастух, который

охраняет и спасает овцу, попирает ее врагов».

Подобно большинству антисемитов, Андрианус желает умолить Славу

Всевышнего, Его силу и могущество в мире. Поэтому он пытается объяснить

факт существования еврейского народа его умением приспособиться к

окружающей среде, неприхотливости и другим достоинствам-недостаткам.

Рабби Йеошуа сразу отреагировал, указав на то, что сила Израиля

проистекает от Всевышнего, который всегда бдительно наблюдает за

Своим народом и дает ему силы выстоять в бедах и испытаниях,

приходящих в изгнании.

Великий мудрец Торы рав Яаков Эмден говорил: «В существовании

народа Израиля я вижу величайшее из чудес, совершенных Всевышним,

даже большее, чем выход из Египта и все чудеса пустыни».

Удивляет то, что народ Израиля до сих пор жив. Удивляет это и наших

врагов, и наших друзей, а порой и нас самих. Моавитяне, амонитяне,

кнаанейцы – все они уже не только не существуют в реальности, но даже

память о них почти стерлась. Время не пощадило древних римлян и греков.

Другие народы живут на их землях и именуются их именами. Языки их – не

те языки, на которых говорили эти знаменитые предшественники, не та

культура и вероисповедание, нет больше того влияния в мире, что было в

прошлом.

Только народ Израиля продолжает свой путь, не изменив ни своего

языка, ни своей культуры и, самое главное, не изменив вере своих отцов. И

это – самое великое чудо, совершаемое Пастухом с овцой среди семидесяти волков.

Мальбим сравнивает еврейский народ с цветком «Шошанат Иерихо»

 Иерихонская роза

Иерихонская роза

или «Веред Иерихо» — иерихонская роза. Это цветок, у которого нет

корней. Но если нет корней, то как она (роза) может существовать, как

питается влагой? Ветер поднимает ее и несет через пустыни в дальние

страны, и там она напитывается влагой росы, и тогда расцветает во всей красе.

Еврейский народ за многие века потерял большинство своих

представителей. И последнее чудо будет, что, уподобившись иерихонской

розе, которая годами может существовать без воды и расцветает в течение

нескольких минут, получив воду, в славном будущем еврейский народ

восстанет и оживёт. К нему присоединятся 10 утерянных колен и вернутся

многие души, утерянные в «пустыне народов». И исполнится благословение

Всевышнего, данное Аврааму, и мы станем «многочисленные, как песок

земной и звезды на небе». Амен, да будет так скорее! images29BGGG3J


Оставить Комментарий