Статьи

Сегодня глубина Торы, отраженная в словах мудрецов, приходит к нам и с помощью интернета. И мы используем эту возможность при участии наших авторов, чтобы приблизить к ее вечным ценностям всех желающих познать Истину.

14
Сен

Недельные главы Торы: Ницавим-Ваелех (2017).

Р.Йосеф Скляр

«Ницавим«:

«Все вы стоите сегодня перед Г-сподом, Б-гом вашим: начальники в коленах ваших, старейшины и надсмотрщики, все в Исроэле. Малолетки ваши, жены, пришелец твой, который в среде стана твоего, от секущего дрова до черпающего воду» (Дварим, 29:9-10).

Рав Ицхак Зильберштейн свои размышления об этом стихе недельной главы начинает с комментария Рамбана, который говорит, что причина взять с собой малолеток (предстать перед  Вс-вышним) исходит из их желания ввести детей в новый завет с Г- сподом, так как упоминаются и грядущие поколения ещё даже не родившихся евреев («… и с теми, которых нет с нами ныне).

Продолжая свои размышления, рав Зильберштейн пишет: «Если Благословенный хочет заключить союз соблюдения Торы, в том числе и с грядущими поколениями, которых еще нет, которые еще не родились, то он, понятно, беспокоится о еврейских детях, живущих ныне в этом поколении предстоящих сегодня перед Г-сподом!

Рав Ицхак Зильберштейн

Не однажды нами было сказано, что путь восприятия и серьёзной учебы Торы для наших детей — через проникновение в их сердца особого отношения к Писанию, которое базируется на чистой любви к Торе и бескорыстном желании её учить! И желание это можно заострить если преподносить им Писание в форме загадок, положительные ответы на которые нужно поощрять. Вот пример такой загадки, которую можно предложить детям в начале главы «Ницавим«: «Известно, что ребенок, в независимости от своего возраста обязан участвовать в какой-то  одной заповеди вместе с родителями. Но, повзрослев, освобождается от неё. Что это за заповедь?»

Ответ: «Мицват акיэль (собрание всего народа в Иерушалаиме на исходе шаббатнего года в холь-а-моэд Суккот, когда царь перед всеми в Храме читает Тору).  Малолетний участвует в этом наравне со взрослыми, так как это требование Закона! И ничто не может отменить его участие, даже телесные недостатки, такие, как, слепота, глухота, хромота. Заповедь распространяется прежде всего на отца, и от неё он не освобожден, если у сына есть порок. Но, когда сын — взрослый, ответственность за заповедь переходит от отца к нему! Но телесный недостаток освобождает его от исполнения заповеди!»

А вот пример ещё одной загадки, над которой можно предложить детям подумать: «Когда случается, что человек, идя по улице, и, повернув голову назад, приговаривается решением суда заплатить 10 тысяч долларов?

Ответ находим в книге «Хошен а мишпат«. Там рассматривается  суд некого  Реувена с неким Шимоном, который должен ему деньги. В качестве доказательства предъявлена расписка, подписанная Шимоном. Должник публично заявляет на суде, что он не … Шимон, и поэтому свободен от уплаты долга! Каким должно быть решение суда по отношению к человеку, отрицающему , что он — Шимон?!

Допустим, что он идёт по улице, и кто-то кричит ему в след:»Шимон..!» Этот человек оглядывается, повернув голову назад, и … приговаривается судом к уплате  долга! И здесь ответ на загадку: «Если Реувен требует от Шимона возврата 10-ти тысяч долларов, а Шимон отрицает, что он — «Шимон» И после этого, идя по улице, поворачивает голову, на это произнесённое имя, — обязан отдать их из-за поворота головы…»

Подобные загадки оттачивают детский ум и мышление, а также обусловливают привязанность и любовь к Торе!»

«Ваелех«:

«И пошел Моше, и говорил слова эти всему Исроэлю. И сказал им: сто двадцать лет мне теперь, не могу больше выходить и входить; и Г-сподь сказал мне: «Не перейдёшь ты Йардена сего»(Дварим, 31: 1-3).

Моше-рабейну произносит эти слова незадолго до смерти, так и не сумев повлиять на окончательный приговор Небес. И нет в его словах ни упрека , ни сожаления, но лишь желание служить народу и после своей смерти. Поэтому он наставляет повзрослевших детей, вышедших из Мицраима, и все последующие поколения остаться верными Торе (названной его именем), вне зависимости от всех испытаний, невзгод и трудностей неизбежных на еврейском пути к Геуле. Говорят же хазаль, что праведники, оставив наш мир, имеют на него влияние ещё больше, чем при жизни… Об этом рассказ рава Ицхака Зильберштейна в книге «Алейну лешабеах»:

«Одно из великих деяний гаона, рабби Иосефа Шломо Каганмана (זצל), — основание кладбища Поневеж на окраине Бней-Брака. Прошли годы со время первого захоронения, и стало очевидно, что каждая новая могила укрепляет материальное состояние известной ешивы! Достоин восхищения план рава, который лишь единицами был оценен ещё на стадии замысла…

Рассказывает гаон, рабби Давид Кац, глава ешивы «Мишкан Иаков«: «В одну из шаббатних трапез, когда я был единственным гостем, поделился рав Каганман своими мыслями о постоянно возрастающих материальных трудностях в содержании огромной ешивы, основанной им в Бней-Браке.

Но его глаза вдруг осветились необычным светом, и с улыбкой на лице он сказал мне: «Знаешь, я уже очень состарился. Но волнует меня другое. Найдутся ли после моих ста двадцати лет люди огромной мотивации, которая была у меня, когда я открывал ешиву?! Однако, есть у меня чудесный замысел!»

Он продолжил говорить с большим вдохновением… Казалось, его ничто не остановит: «Все годы жизни мы жертвовали на ешиву всё, что могли, чтобы у учеников было, что кушать. Я хочу продолжить это дело и после смерти…» Видя моё недоумение, рав пояснил: » Я добьюсь разрешения организовать кладбище в Бней-Браке, и попрошу похоронить меня там. Вероятно, многие захотят быть похороненными рядом со мной. И это всегда будет материально поддерживать ешиву…»

А вот ещё один рассказ из уст рава Давида Каца об унижении, которое испытал глава знаменитой Поневежской ешивы, добывая средства на её содержание.

Это также случилось во время святого шаббата. На одну из трапез был приглашен и рав Моше Портман. Вдруг ворвалась в гостиную одна разъяренная женщина. Она стукнула кулаком по столу. Оказалось, что ешива должна была ей много денег за поставку курей на кухню. Этот долг накопился за полгода тяжёлого материального состояния ешивы

Женщина не могла сдержать себя от негодования и прокричала, глядя на рава Каганмана, сидящего в центре шаббатнего стола: » Ты думаешь, что на мои деньги можешь быть главой большой ешивы и иметь множество учеников?!»

Она продолжала кричать ещё несколько минут, унижая и обзывая, великого мудреца и праведника. А рав Йосеф Шломо сидел и молчал. Когда женщина прекратила кричать и вышла, сказал рав своим домашим: «Зер гут… зер гут (очень хорошо). Теперь, когда я испытал этот стыд, может быть, поможет мне Милосердный найти несколько больших тормим, чтобы поправить дела ешивы…«


Оставить Комментарий