Статьи

Сегодня глубина Торы, отраженная в словах мудрецов, приходит к нам и с помощью интернета. И мы используем эту возможность при участии наших авторов, чтобы приблизить к ее вечным ценностям всех желающих познать Истину.

16
Авг

Недельная глава Торы: Шофтим 5778

Р. Йосеф Скляр

Написано в главе «Шофтим«: «… Правды, правды ищи, чтобы ты жив был и овладел землею, которую Г-сподь, Б-г твой, дает тебе» (Дварим, 16: 20-21).

Рав Ицхак Зильбер (זצל)

Интересны и поучительны наблюдения рава Ицхака Зильбера (זצל) на этот стих:

«К справедливости, к справедливости стремись…» — этого Тора требует от всех, кто обращается в суд.

Одно из объяснений находим у Алтер Ребе. Он связывает справедливый суд с обладанием  страной, обещанной Б-гом праотцу Аврааму : «… чтобы жить тебе и наследовать землю, которую Г-сподь, Б-г твой, дает тебе» (Там же). Мудрец говорит примерно так: если евреи в своей стране будут судить все  по законам Торы, то народы будут говорить — это их страна испокон веков, и им положено там жить. Но если же евреи будут судить по по законам других народов — английским, римским, турецким и т. д., то многие государственные деятели станут говорить: это не их страна, им там нечего делать! Заложено это в словах «чтобы ты жил и унаследовал страну, которую… Б-г … дает тебе». На каком основании ты хочешь жить в этой стране? Если ты веришь в то, что она тебе обещана Б-гом, почему же ты не хочешь судить по Его законам? Одно место в Торе признаешь, а другие — нет?

Пока евреи жили в Эрец-Исроэль, у каждого поколения был свой верховный суд из судей, получивших полномочия от предшествовавших судов, начиная с Моше-рабейну и безо всякого перерыва. Они и являлись передатчиками и хранителями Устного учения»…

zilber

Рав Ицхак Зильберштейн

Комментарии на стих: «К правде, к правде стремись, чтобы жить тебе и наследовать землю, которую Г-сподь, Б-г твой, дает тебе» рава Ицхака Зильберштейна в книге «Алейну лешабеах«:

«Один еврей, простой и б-гобоязненный, преследуемый жизненными неприятностями, неурядицами и тяжелыми испытаниями, пришел ко мне со справедливыми вопросами: «Что делать, чтобы было мне хорошо в этом мире?!» Есть ли возможность за заповеди исполняемые мною получить награду не только в грядущем мире, но и в нашем мире?»
На эти вопросы есть ответы в нашем стихе о справедливости, к которой человек должен стремиться.

Рабейну Хида в книге «Аават Давид» пишет: » Видел в книге «Матэ Иссахар» рассуждения рава Яфэ марэ о заповедях, за которые есть награда и в нашем, и в грядущем мирах. И это нужно понимать так: усилия, затраченные на исполнения заповеди, вознаграждаются в нашем мире, а за саму заповедь человека ожидает награда в мире грядущем! И это имеет отношение к сказанному: «К правде, к правде стремись…», — то есть исполняй заповеди с усилием, чтобы получить вознаграждение в материальном мире, а Ган Эден грядущего мира — за исполненную заповедь!

Поэтому сказал я посетителю, чтобы он продолжал исполнять заповеди, вкладывая в них усилия на самом высоком уровне, и тогда неизбежно удостоится вознаграждения за их исполнение, уже сейчас, в нашем мире… И то, что он живет в постоянных испытаниях, — ему ко благу, так как награда за испытания неизмеримо велика! Если бы человек смог осознать сколько стоит одна трудность, одно испытание, или учеба Торы в напряжении, мы бы просили бы их для себя в молитвах, но и не только их, но и много других в придачу!
И здесь уместно вспомнить комментарии Раши на стих Торы «И просил Яаков сидеть в мире, — навалилось на него испытание с Йосэфом!» Праведники просят спокойную жизнь? Сказал Всевышний: » Не достаточно для них  уготованного им в грядущем мире? Так они еще просят о гармонии в этом мире?!» И здесь напрашивается вопрос вопросов: «Неужели, праотец Яаков попросил для себя спокойной жизни,  чтобы насладиться материальным миром? Скорее всего, в спокойствии он нуждался, чтобы еще больше приблизиться к Творцу в своем служении!» И понять ситуацию помогает нам Хафец Хаим своей известной притчей:

Один еврей служил у помещика… и тот изредка избивал своего верного слугу «от всей души»!  Невмоготу стало еврею терпеть побои, и решил он пожаловаться царю на издевательства своего парица…

Всеми правдами и неправдами добился еврей встречи с царем и поведал ему о своем горе. То ли рассказывал он сердобольно, то ли вид его свидетельствовал, что не обманывает, — решил царь проверить слова жалобщика. Выяснилось, что еврей говорил сущую правду. Приказал монарх доставить помещика на суд. И присудили тому 10 лет тюрьмы и штраф-компенсацию  в пользу еврея в размере 50-ти рублей за каждый полученный удар! Возвратился еврей домой, преступил порог своего жилища, и залился горькими слезами на удивление жене и детишкам. Испугались домочадцы, подумав,  что их главу семьи отпустили к родным попрощаться перед долгой разлукой, а может быть, даже и навсегда попрощаться… Но он поспешил им объяснить, что его слезы — сожаление о том, что не получил от помещика еще больше ударов. Потому что еще несколько сот тумаков, помноженных на 50 рублей сделали бы его очень богатым человеком!»

Поэтому, когда встречаются еврею трудности и испытания в учебе и служении, — не должен но огорчаться и опускать руки. Пусть помнит, что за свои усилия, он будет непременно награжден в нашем мире, а заповеди из Торы, исполненные им, согласно Закона, украсят его грядущий мир!»


Оставить Комментарий