«Не сыпь мне соль на рану…»
Учат мудрецы, что записывать на исходе шаббата «свои» маленькие хидушим (открытия в понимании недельной главы), обязан каждый еврей. Их
очень ждут в высших мирах! Мы решили (бли недер) попробовать это делать. За вознесение души нашей мамы — Перл (Полины) дочери Йоэля (זצל).
Написано в главе «Пкудей«: «Вот счисления Мишкана, Мишкана свидетельства, подсчитанные по приказу Моше левитами под руководством Итамара, сына Аарона-священника (Шмот, 28:31). В дважды повторяющемся названии переносного Малого Храма Пустыни увидел великий Раши намек «… на Храм, который был (дважды ) взят в залог (машкон) при двух его разрушениях за грехи Исроэля«.
Понятно, что и в поколении, которому Моше-рабейну велит его построить это понимали. Думаю, что это понимание, вряд ли, добавило им оптимизма и радости. В доказательство вспомним историю мекошеша (собиравшего дрова в шаббат) — праведного Целофхада, решившего таким образом напомнить братьям-евреям о важности шаббата, и наказуемости за его нарушение. Что побудило Целофхада к деятельности ? Когда Всевышний постановил, что Поколение Пустыни не войдет в Землю, он рассудил так: «Зная о том, что им никогда не достичь Эрец Исроэль, люди нашего поколения могут теперь начать относиться к мицвот беспечно. Они решат, будто за пределами Святой Земли мицвот не надо принимать всерьез». Поэтому он намеренно осквернил шаббат, чтобы они увидели печальные последствия его прегрешения.
Оказывается, могло случиться, что среди евреев появятся маловеры из-за того, что им станет известно будущее. Они в радости и одухотворении строят Мишкан, а им намекают, что два Храма, которые возведут их потомки будут разрушены! Интересно, что в этот раз Моше-рабейну не просит Всевышнего уберечь народ от этого знания. Хотя однажды он уже просил оградить евреев его поколения от знания того, что произойдет в будущем…
Вспомним: Получив известие о своем избрании, Моше сомневается — поверят ли ему евреи: «А если они спросят, кто послал меня, что я отвечу?»
Скажи сынам Исроэля: «Я буду» (Э-хье) послал меня к вам. Это Имя означает, что так же, как Я с ними в этом изгнании, Я буду с ними в их будущих изгнаниях.
— Разве они недостаточно сейчас страдают ? — спрашивает Моше. — Зачем говорить им о грядущих изгнаниях?
— Верно, — отвечает Ашем. — Я открываю это только тебе, потому что ты их вождь и должен знать об этом. Сынам Исроэля скажи, что тебя послал Э-хье, и это значит, что Я пребуду с ними в их нынешних печалях! (Мидраш «Шмот раба«).
Итак, однажды Моше-рабейну, в первом случае, просит не сообщать народу событиях грядущих лет, а во втором — не просит. Почему?!
Когда он должен прийти к ним с известием о своем избрании вывести их из Мицраима, они — рабы, которым из-за тяжести и безысходности их состояния, трудно даже поверить, что возможно спасение. Тем более, что спасение — от Того, Кто допустил их спуск в Мицраим и это страшное рабство. Как евреям поверить и принять, что море крови, страдания, потери, мучения — им ко благу?! Намекни им сейчас — и они отвернутся не только от посланника-избавителя, но и от самой Геулы!
И чтобы укрепиться в вере им нужно, как минимум, стать свидетелями десяти ударов по мицрим, разделения моря Суф, и гибели своих мучителей в его водах…
И только когда все это с евреями происходит, плюс уроки «Золотого тельца», — вот тогда можно предложить им идею конечного избавления, Машиаха и Третий Храм, через уничтожение Первых двух! Поэтому: «Вот счисления Мишкана, Мишкана свидетельства…»