Недельная глава Торы: Тазрия 5779
Глава «Тазрия», продолжая тему ритуальной нечистоты, начинает с законов, связанных с роженицей … И здесь все понятно: роды обязательно вызывают ритуальную нечистоту, то есть, не может быть никаких других вариантов, никаких наблюдений, никаких допущений: родила — нида! Подтверждение этому находим у Раши, который рассматривает два «сомнительных» примера, а именно: «Даже если родила раздавленное, т.е. (плод) был раздавлен и имел вид семяобразной (зародышевой массы), мать становится нечистой от родов» (Нида, 27б); и «Согласно положению о всякой нечистоте в (состоянии) «нида, она становится от родовой нечистоты, даже если недро раскрылось без кровотечения (Нида, 21а)». Примечательно, что период очищения у роженицы был в зависимости от пола новорожденного. Она могла-должна была появиться в Храме через сорок дней после рождения мальчика и через восемьдесят после рождения девочки…
Продолжая тему ритуальной нечистоты, Тора оставляет роженицу и говорит об еврее, у которого вдруг начинаются проблемы с кожей: на ней появляются или опухоль, или лишай, или пятно… Пока на ритуальную нечистоту нет даже намека. Можно предположить, что речь идет о каком-то заболевании кожи, но еврею предписывается обращаться со своею проблемою к … коэну! Нас это слегка удивляет, так как нигде до сих пор не говорилось, что Аарон, его сыновья и потомки станут еврейскими лекарями. Но это — удивление мгновенное, потому что, тут же следует пояснение о назначении коэна: оказывается, он ( и только он!) должен, осмотрев пораженные участки кожи, определить ритуально чистый или нечистый его посетитель! В отличие от роженицы, которая всегда ритуально нечиста после родов, еврей с проблемами кожи, может стать или не стать обладающим цараат. Не хочется назвать это состояние болезнью ( поэтому и не переводим его, как «проказа»), потому что избавиться от цараат можно было руководствуясь отнюдь не правилами медицины и гигиены… И оно свидетельствовало о греховности носителя цараат. Избавиться от него можно было только с помощью духовных усилий — тшувой (покаянием и исправлением). Учил рав Ицхак Зильбер (זצל): «В Талмуде (Эрхин, 16а) говорится: «Сказал рабби Шмуэль бен Нахмани от имени рабби Йонатана: » По семи причинам могут появиться пятна на коже еврея: за злоречие, кровопролитие, ложную клятву, разврат, гордыню, грабеж, жадность». Мидраш добавляет еще три причины цараата: осквернение Имени Вс-вышнего, возведение хулы на Вс-могущего, служение идолам.
Если еврей совершал одно из прегрешений, караемых цараат, то симптомы на коже грешника требовали от коэна изолировать его на семь дней, а потом повторно осмотреть. Однако, лашон а-ра (злоречие) наказывалось немедленным появлением несомненных признаков цараат!
Корни злоречия — не что иное, как клевета Нахаша на С-здателя в Ган Эдене. Они дают жизнь могучему «благоухающему» растению уже ни одно тысячелетие! И свидетельство тому — неумение или нежелание (?) и в нашем поколении противостоять этому, отнюдь не безобидному, а тяжелейшему и разрушающему греху!
Рав Ицхак Зильберштейн о лашон а-ра в книге «Алейну лешабеах«:
» Слышал эту поучительную историю об одной праведной раббанит, да будут успешными дела её рук, которая умеет наставлять спотыкающихся в лашон а-ра. Однажды она ехала в Йерушалаймском автобусе по своим праведным делам. За ней сидели две девушки, ученицы семинара, которые оживленно между собой беседовали. Поскольку, они говорили отнюдь не шепотом, раббанит невольно услышала весь их разговор, очень её огорчивший, потому что девушки обсуждали свою подругу, которая на днях обручилась. Суть их беседы сводилась к тому, чтобы доказать одна другой, насколько несчастен жених, которому досталась такая ужасная невеста. Казалось они соревнуются: кто больше найдет недостатков у их соученицы.
Погасив свое огорчение, раббанит повернулась к девушкам и сказала улыбаясь: «Вы себе не представляете насколько я вам благодарна!» Они посмотрели на женщину с удивлением, не понимая, на что она намекает. Тогда раббанит продолжила: » Дело в том, что жених вашей подруги — мой сын! И понятно, что от него ускользнули все её недостатки, о которых вы говорили. Я вам очень признательна… Сейчас приеду домой и серьёзно с ним поговорю. Я вам обещаю: свадьбы не будет!!!»
Понятно, что её слова очень смутили девушек. Они осознали, что говорили лашон ара и навлекли неприятности на свою подругу. И теперь, из-за их пустых слов, должен распасться этот, в принципе неплохой, шидух. Им стало очень стыдно за свой грех злословия. Раскаявшись в содеянном, они хоть как-то решили исправить положение, и поспешили заверить раббанит, что слегка преувеличили, и не стоит предавать значение их словам, и тем более, разрушать шидух…»
Рабанит, которая, конечно же, вовсе не была матерью жениха, решила довести дело до конца, чтобы научить девушек, учениц семинара, никогда больше ни о ком не говорить лашон а-ра! Она вышла из автобуса, еще раз подтвердив своим юным спутницам свое намерение расстроить свадьбу своего «сына» с их подругой. Её не «тронули» слезы девушек, горько сожалевших о своих словах и разрыдавшихся ей во след…
Наша общая проблема, что мы зачастую не придаем значения своим словам о ком-то, и не понимаем, что это очень вредит и ему, и нам самим! Этим девушкам «повезло», что их спутницей оказалась проницательная раббанит, мудрая женщина, преподавшая им урок на всю жизнь. Однако, даже страшно представить, что могло бы случится, если бы в автобусе оказались близкие родственники жениха, о невесте которого, говорили так злорадно и непочтительно!»