Недельная глава Торы: Масей 5779
Глава «Масэй» перечисляет все стоянки евреев в Пустыне: от первой (Раамсэс, 15 Нисана 2448 г., в день выхода из Мицраима) — до последней (между Бейт Аешимот и Авел Ашитим в Моаве, Тевет 2488 г.).
Рав Ицхак Зильбер (זצל), мы на пороге годовщины его смерти, спрашивает: «Зачем нужны эти перечисления?», — и находит ответ у Раши, сославшегося на мудреца предыдущих поколений — рабби Моше а-Даршана, который написал: «Чтобы показать милость Б-га. Хотя Б-г и наказал их: «… и водил Он их по пустыне сорок лет, пока не вымерло все поколение, сотворившее зло в глазах Г-спода…» (Бемидбар, 32:13), — не думай, что они все время были в дороге». (И поэтому не страдали от тягостей пути) — (Й.С).
«На другой аспект этого вопроса, — продолжает рав Зильбер,- указывает Рамбам. В книге «Море навухим«. Он говорит, что перечисление стоянок, кажущееся на первый взгляд бесполезным, содержит в себе глубокую мысль: Тора перечисляет стоянки в Синае, чтобы грядущие поколения могли своими глазами увидеть эти места.
Пребывание евреев в пустыне — величайшее чудо, а Б-г устраивает так, чтобы его чудеса не забывались: «Памятными сделал Он чудеса Свои….» (Теилим, 111:4). Целый народ — мужчины, женщины, старики и дети — кочевал и прожил сорок лет в невероятных, совершенно не подходящих для жизни условиях.
Рациональное объяснение этому невозможно. Без милости и заботы Всевышнего евреи бы здесь не выжили! Чтобы мы всегда с верой помнили об этом, Тора и обеспечивает нас «географическими данными». («Беседы О Торе», стр. 289-290).
К сказанному Учителем, добавим комментарий известного мудреца, рабби Хаима Ибн Атара (Орахаим). Он говорит, что остановки в пустыне свидетельствуют о Торе, мудрости и святости, которые сопровождали евреев в их сорокалетних странствиях. Продолжая, Ор ахаим приводит наблюдения Раши в главе «Мишпатим«, где написано: «Вэ эле мишпатим… » (И это законы). Объясняет Раши, что там, где нет вава, а написано «эле» ( как в главе «Масэй» — «Эле масэй«) — (Ор ахаим означает что эти «эле» и только эти (!), а никакие другие — истина. Отсюда учим, что только стоянки, перечисленные в недельной главе, отражают Б-жественную правду, и именно они привели наш народ в Землю Обетованную!
Рав Ицхак Зильберштейн в книге «Алейну лешабеах» на стих «Вот остановки…» приводит интересные комментарии, с которыми он познакомился из обычной житейской истории…
» Пришел ко мне однажды один еврей и сказал, что проживает в ишуве (поселении), в котором видимо-невидимо собак. И есть среди них огромные и страшные, и, понятно, опасные! Посетитель, чуть ли не со слезами на глазах, поведал, что его духовное состояние настолько не стабильное, что он от страха боится выйти из дома. Поэтому, и пришел спросить, или есть сгула (таинство) у мудрецов против собак? Попутно добавил, что и с парнасой (заработком) у него не все в порядке. Попросил также сгулу и на парнасу…
С первых слов, им произнесенных, стало понятно, что ему «подыграли» с Небес, так как незадолго до его прихода, я нашел эти две вещи — сгулу против собак и на заработок! И суть её — в соблюдении осторожности в лашон ара (злоречии)! Источник сгулы — в книге гаона Хиды «Хомат анха», в комментариях на стих главы «Масэй» — «Вот остановки сыновей Исроэля…» (Бемидбар, 33:1).
Объясняет мудрец, как проявляется связь между двумя соседними главами Торы — «Матот» и «Масэй«: «Матот» : » И пошел Новах и завоевал Кынат и назвал его Новахом по имени своему» (ויקרה לה נבח) — (ва икра ла Новах). Первые буквы слова (לה) — (ла) — (её) — город, на иврите — женского рода) — намек на слово с такими же первыми буквами — (לה) — ( לשון הרע)
И еще, говорит Хида, есть здесь намек на два объяснения: тот, кто злословит, придет в мир в следующем воплощении — собакой! А также, опустится до отрицания Истины!
Когда сыновья Исроэля выходили из Мицраима, то удостоились молчания собак: ни одна из них не залаяла! И здесь обнаруживается связь между вышеупомянутыми главами Торы: «Ва икра ла Новах» — если будешь говорить лашон ара — придет лающая собака. И рядом с этим — «Вот остановки сыновей Исроэля, вышедших из Мицраима! Евреи освободили себя от лашон ара, и поэтому смогли выйти из Мицраима, так как ни одна собака не залаяла!
Отсюда, хранящий уста свои от злоречия, — может не бояться собак, так как они ему вреда не причинят!
А тот, кто не бережет свои уста от злословия, вредит не только себе, но всему миру. Как сказал рабби Шимон бен Пази (Гемора, трактат «Таанит» лист 7. стр. 2): » Прекращаются дожди из-за злоречия!
Сгулу на парнасу находим у Хафец Хаима в книге «Береги свою речь». Говорящий лашон ара, подобен змею, который был наказан ограничением в пище! Поэтому, те, кто воздержатся от злоречия, — удостоятся увеличения пропитания!!!»