Недельная глава Торы: Шофтим 5779
«Судей и надсмотрщиков поставь себе во всех вратах твоих, которые Г-сподь, Б-г твой, даёт тебе по коленам твоим , чтоб судили они народ судом праведным.» (Дварим, 16: 18-19). Объясняет Раши, что судьи — это те, кто выносит приговор, а надсмотрщики — те, кто следят за исполнением и, при необходимости, принуждают к исполнению постановления суда.
Размышляя над этим стихом Торы, рав Зильберштейн в книге «Алейну лешабеах» приводит комментарии гаона Хиды со ссылкой на рабби Хаима Виталя: » В теле каждого человека есть врата, а именно: зрения, слуха, обаяния, приёма пищи, разговора и т. д. Поэтому «поставь себе судей и надсмотрщиков» обязывает контролировать эти врата на уровне справедливой требовательности и строгости по отношению к своим поступкам. Не случайно Писание употребляет здесь единственное число (поставь), с целью подчеркнуть, что следить за собой обязанность каждого. И если человек поступает так по отношению к этим вратам и не смотрит, куда не надо, не слушает, что не нужно, не нюхает и не кушает запрещённое, — удостаивается проявления по отношению к нему правила «мера за меру», как написано у пророка Ишаягу: «Отворите ворота, пусть войдёт народ праведный, хранящий верность» (26:2). И откроются перед ним, так написано у рабби Хаима Виталя, врата 310 миров, когда его душа займёт достойное место… И об этом, также, говорит Шла Акадош!
Продолжая свои размышления, рав Зильберштейн пишет:» Я хочу добавить и сказать, что «судей и надсмотрщиков поставь себе во вратах … по коленам твоим…» (лишватеха), говорит об исурим (наказание за грех, искупление). Слово лишватеха намекает на исурим, как сказано: «шивтеха умишантеха эма йенахамуни» (Псалмы, 23:4). Поскольку, говорится об , успокоении (йенахамуни), то оно необходимо, когда есть исурим! И человеку нужны судьи и надсмотрщики над ними. Чтобы из каждой разновидности исурим, можно было бы определить, за какой грех они ниспосланы!
Как пример, приведём историю одной женщины, которая родили ребёнка с заметным телесным недостатком. Члены её семьи приняли это, как огромное горе. Однако праведная мать новорожденного, приняла наказание, как должное, справедливо осудив самоё себя. Каждому посетителю она говорила: «Я знаю, за что мне послано Свыше такое испытание…»
Оказалось, она была воспитательницей детского сада, и несколькими месяцами ранее, не приняла в свою группу ребёнка с телесным недостатком, несмотря на просьбы и слёзы его матери!!!
И то, что произошло с ней, оценила, как плату за её черствость и нежелание сострадать несчастной женщине. По принципу «мера за меру», она была наказана такими же страданиями. Поставив «судей и надсмотрщиков» над своими исурим ( наказанием за грех), праведница удостоилась понимания почему родила сына с телесным изъяном.
На этом примере мы можем дополнительно выучить, что если человек сознательно готов принять на себя чужие исурим, то, в заслугу такого искреннего сердечного порыва, может удостоиться избавления от уготованных ему Свыше исурим (неприятностей и страданий) за свои прегрешения!!!
И ещё один поучительный рассказ на эту тему. Я знаком с женщиной, у которой в привычке было высмеивать и публично позорить праведных еврейских харедимных женщин, покрывающих головы по закону Торы. Причем, делала она это «от всей души», с большим желанием и удовольствием…
Муж пытался уговорить её прекратить издевательства над праведницами, но она не только не согласилась, но начала смеяться и над ним!
Конец её был печальным. Она заболела нехорошей болезнью и после химиотерапии и множества врачебных процедур, облысев, вынуждена была покрывать голову париком из чужих волос.
И если бы задумалась над этим наказанием, то смогла бы понять по какой причине она его получила!!!»