Недельная глава Торы: Ницавим 5779
«Все вы стоите сегодня перед Г-сподом, Б-гом вашим: начальники в коленах ваших, старейшины и надзиратели ваши, все Исроэльтяне…» (Дварим,29:9-10). Пишет рабби Яков Кули, составитель известного сборника «Меам лоэз«, что в слове стоите (ницавим) намёк на отличие евреев от народов мира. И заключается оно в том, как мы стоим перед Праведным Судьёй в Рош а-Шана, и как нас судят… Эта недельная глава всегда читается накануне Рош а-Шана. Об этом говорит Раши. Все народы, как потомки Адама, приходят на Суд, в том числе и евреи. Народы мира судятся ночью, а евреи днём. Почему? У не евреев нет ничего взять с собой на Суд, и к нему они не готовятся. Они даже не знают, что есть Суд, который касается и их. Евреи же, готовятся: покупки, приготовления к празднику, обновления одежды, подарки, изысканная еда, вино и напитки, и самое главное, — тшува, слихот, снятие обетов, дополнительная учёба, цдака, молитвы накануне Рош а-Шана, молитвы в ночь праздника, сеуда, симаним, учёба и двар Тора за столом. Наутро — молитва во всём её объёме, и во время трубления в шофар — Суд! Поэтому в первую ночь Рош а-Шана евреи желают друг другу « К т и в а в э х а т и м а т о в а , имея ввиду Суд второго дня, в утренние часы.
И эту разницу между нами и народами мира понять помогает следующая притча:
Царь одного государства женил единственного сына, и решил устроить пир на весь мир. В число приглашённых попали его два двоюродных брата, проживавших в соседней стране. Оба получили приглашение в один день, ровно за месяц до свадьбы, и старший, который был богат, начал подготовку к предстоящему торжеству. Он купил несколько перемен новой одежды, обуви для себя, жены и детей; приобрёл специально к свадебному торжеству роскошный многоместный лимузин, на котором собирался ехать на свадьбу принца, заказал очередь к известному парикмахеру, опять же, для себя жены и детей; заказал у искусного мастера шкатулку ручной работы из золота, украшенную драгоценными камнями, в качестве подарка для царского сына, — и едва успел к назначенному сроку выехать на свадьбу, чтобы не опоздать к торжеству.
Младший брат, бедняк, напросился в попутчики к старшему, и весь месяц до свадьбы провёл в заботах о хлебе насущном. Накануне свадьбы, незадолго до отъезда, он почистил щёткой шабатний костюм, начистил стоптанные туфли, пристроил детей у дальних родственников, и с женой, которая тоже слегка подправила одежду и причёску, не имея подарка, поехал вместе с семьёй брата на свадьбу к принцу. На сборы у него ушло несколько часов!
Подобно этому народы мира, как уже было сказано, на Суд Рош а-Шана приходят без подготовки, забот, и понимания. Евреи же, подобно старшему брату из притчи, к Суду готовятся со всей серьёзностью и ответственностью.
Среди всех, кто «стоит сегодня перед Г-сподом» названы и малолетние дети.
Рав Ицхак Зильберштейн свои размышления об этом стихе недельной главы начинает с комментария Рамбана, который говорит, что причина взять с собой малолеток (предстать перед Вс-вышним) исходит из их желания ввести детей в новый завет с Г- сподом, так как упоминаются и грядущие поколения ещё даже не родившихся евреев («… и с теми, которых нет с нами ныне).
Продолжая свои размышления, рав Зильберштейн пишет: «Если Благословенный хочет заключить союз соблюдения Торы, в том числе и с грядущими поколениями, которых еще нет, которые еще не родились, то он, понятно, беспокоится о еврейских детях, живущих ныне в этом поколении предстоящих сегодня перед Г-сподом!
Не однажды нами было сказано, что путь восприятия и серьёзной учебы Торы для наших детей — через проникновение в их сердца особого отношения к Писанию, которое базируется на чистой любви к Торе и бескорыстном желании её учить! И желание это можно заострить если преподносить им Писание в форме загадок, положительные ответы на которые нужно поощрять. Вот пример такой загадки, которую можно предложить детям в начале главы «Ницавим«: «Известно, что ребенок, в независимости от своего возраста обязан участвовать в какой-то одной заповеди вместе с родителями. Но, повзрослев, освобождается от неё. Что это за заповедь?»
Ответ: «Мицват акיэль (собрание всего народа в Иерушалаиме на исходе шаббатнего года в холь-а-моэд Суккот, когда царь перед всеми в Храме читает Тору). Малолетний участвует в этом наравне со взрослыми, так как это требование Закона! И ничто не может отменить его участие, даже телесные недостатки, такие, как, слепота, глухота, хромота. Заповедь распространяется прежде всего на отца, и от неё он не освобожден, если у сына есть порок. Но, когда сын — взрослый, ответственность за заповедь переходит от отца к нему! Но телесный недостаток освобождает его от исполнения заповеди!»
А вот пример ещё одной загадки, над которой можно предложить детям подумать: «Когда случается, что человек, идя по улице, и, повернув голову назад, приговаривается решением суда заплатить 10 тысяч долларов?
Ответ находим в книге «Хошен а мишпат«. Там рассматривается суд некого Реувена с неким Шимоном, который должен ему деньги. В качестве доказательства предъявлена расписка, подписанная Шимоном. Должник публично заявляет на суде, что он не … Шимон, и поэтому свободен от уплаты долга! Каким должно быть решение суда по отношению к человеку, отрицающему , что он — Шимон?!
Допустим, что он идёт по улице, и кто-то кричит ему в след:»Шимон..!» Этот человек оглядывается, повернув голову назад, и … приговаривается судом к уплате долга! И здесь ответ на загадку: «Если Реувен требует от Шимона возврата 10-ти тысяч долларов, а Шимон отрицает, что он — «Шимон» И после этого, идя по улице, поворачивает голову, на это произнесённое имя, — обязан отдать их из-за поворота головы…»
Подобные загадки оттачивают детский ум и мышление, а также обусловливают привязанность и любовь к Торе!»