Статьи

Сегодня глубина Торы, отраженная в словах мудрецов, приходит к нам и с помощью интернета. И мы используем эту возможность при участии наших авторов, чтобы приблизить к ее вечным ценностям всех желающих познать Истину.

24
Окт

Живая Тора. Учеба с равом Ицхаком Зильбером: Берешит 5780

р. Йосеф Скляр. Воспоминания об Учителе.

 

Первая глава Пятикнижия повествует об единственной заповеди, которой удостоился Адам а-ришон, с того момента, когда оказался в Ган Эдене: «И взял Г-сподь человека и поместил его в саду Эденском… И повелел Г-сподь Б-г человеку, говоря: «От всякого дерева садового можешь есть, но от древа познания добра и зла, не ешь от него…» (Берешит, 2:16-17). И эта судьбоносная заповедь отодвинула на второй план еще одну заповедь, которая была дана как предписание — «делай». И на первый взгляд может показаться, что это вообще не заповедь, а благословение, которым благословил Творец все живое (за исключением животных, из-за змея , который будет проклят (Раши). «И благословил их Б-г, говоря: плодитесь и умножайтесь  и наполняйте воды в морях, а летун пусть множится на земле!»(Берешит, 1:22). Подобные слова были сказаны Первому Человеку и его Жене: «Плодитесь и умножайтесь и наполняйте землю и покоряйте её…» (Берешит, 1: 28).

Вроде бы, о заповеди не говорится! Однако, обратимся к комментарию Раши на «и покоряйте её«: «(В написании) опущена буква «вав» (и слово можно понимать в единственном числе: и покори её). Это учит тебя, что мужчина покоряет женщину, чтобы не выходила (без дела из дома). А еще учит, что не женщине, а мужчине, которому присуще покорять (землю) дана заповедь плодиться и умножаться (Йевамот, 65б; Берешит Раба, 8:12).

Итак, из этого комментария, со ссылкой на Талмуд и Мидраш Раба, можно выучить, что в главе «Берешит» есть, как и запретительная заповедь — не кушать от дерева познания добра и зла, —  так и предписывающая — плодиться и размножаться! 

Проследим как эту заповедь исполняли Адам и Хава:

«Как поясняет рабби Моше бен Нахман (Рамбан) до греха «Адам действовал в соответствии со своей природой и делал все, что необходимо согласно своему предназначению, — так же, как действуют Небеса и все их воинство: надежно, не изменяя своему предназначению и не руководствуясь в своих делах любовью и ненавистью».

В тот период «в близости Адама и его жены не было вожделения, они просто соединялись и производили зачатие. И поэтому все части тела для них были подобны лицу и рукам — они были нагие и не стыдились» (Берешит, 2:25 — РамбанБерешит, 2:9).

«Близость была подобна для них еде и питью, а органы близости — лицу, рту и рукам», — добавляет рав Овадия Сфорно (Берешит, 2:25).

«Поэтому-то они не знали стыда, и не скрывались, вступая в близость, так как, не следовали вожделению плоти, а лишь выполняли заповедь Творца, повелевшего им :»Плодитесь и размножайтесь«!(Маарзо, Берешит раба,18:6). (Из книги «Заглянуть в Пардес»).

И вот тогда происходит следующее:

Сатан (он же Самаэль)который получил задание испытать Первого Человека, прекрасно понимал, где уязвимое место Адама и Хавы, и через запретный плод (первый, сокрушающий, удар) нанес второй, на мой взгляд, еще более страшный последствиями удар по отношениям — «Б-г и Его Творения». В чем это выражалось?!

Начнем с того, что Нахаш, которого избрал Самаэль для осуществления своего коварного плана и соединился с ним, отведал плод (Хизкуни, Берешит, 3:1) от Дерева Познания – ведь оно было запрещено только Первому Человеку, а не другим созданиям!

Находясь в качестве слуги поблизости от людей, он увидел, как Адам и Хава вступили в близость, и пожелал Хаву (Берешит раба, 18:6; Ялкут ШимониБерешит, 2:25; Раши, Берешит, 3:20), (так как он стал подвластным дурному побуждению – И.С.).

«В Талмуде указывается, что после того, как Нахаш уговорил женщину отведать запретный плод, он «вступил с ней в близость и внес в неё скверну» (Заглянуть в Пардес, стр. 280, со ссылкой на ВТ, Шаббат, 146а; РашиЙевамот, 103б; Авода зара, 22б; Зоар, 1: 36б)».

Женщина, в свою очередь, перед тем как заставить мужа отведать запретный плод, накормила им всех животных! С этого момента таава (вожделение) входит во все Творения. Таким образом, был нанесен сокрушительный удар по Б-жественному Плану создания человека и животных в отношении важнейшей, фундаментальной заповеди «Плодитесь и размножайтесь», так как, спуск всех запланированных душ в наш материальный мир – одно из главных условий прихода Машиаха, которого Самаэль очень страшится и не желает!

Итак, в отношения между полами живых существ входит таава (вожделение). Которая становится «движущей силой деторождения». И это было проверено мудрецами, когда им удалось пленить ецер таавы!

Это описано в трактате Йома, где сказано, что пророк Эзра и мужи  Великого Собрания решили уничтожить ецер а-ра. Они его просто аннулировали, отменили. И после этого — в течение трех дней не нашлось даже ни одного снесенного курицей яйца. Пришлось им стремление к противоположному полу только ослабить («ослепить на один глаз», то есть, убрать влечение к инцестным связям). Мы видим, что без ецер а-ра невозможно существование мира.

Сделаем вывод: Когда нет вожделения в близости (уровень Первого Человека и его Жены до вкушения плода от дерева познания добра и зла) — нужно благословение: «Плодитесь и размножайтесь».

Но когда деторождение обусловлено вожделением, нет надобности в благословении?! Добавим для ясности еще одно небольшое размышление:

Для людей повеление поддерживать человеческий род во второй раз было повторено (после Потопа) Ноаху, его сыновьям, и их потомкам… И сказано оно было дважды — (Берешит ,9: 1 и 9:7). Объясняет Раши, что в первом случае — это благословение, а во втором — повеление (Ктубот, 5а). Почему нужно и то и другое? Потому что «ецер«не только способствует деторождению, но, также и полностью его аннулирует (однополые браки, предохранение от беременности, прерывание беременности, нежелание у молодых людей создавать семью и тому подобное)

Однако, мы не находим требование «плодиться и размножаться» среди семи законов, которые еврейские мудрецы считают обязательными для исполнения не евреями —  сыновьями Ноаха.

Евреи, же, наследовали это повеление «плодиться и размножаться» в качестве повелевающей заповеди, которая выделяется Рамбамом под номером 212 среди заповедей «делай»: «… повеление плодиться и размножаться — ради поддержания человеческого рода. И это заповедь пирья вэривья (заповедь производства потомства), как сказано: «Плодитесь и размножайтесь и распространяйтесь по земле…» (Берешит, 9:7).

В «еврейском» варианте к этой заповеди была добавлена существенная деталь — таарат а-мишпаха (чистота супружеских отношений). И появилась она из-за физиологических изменений, которые произошли с   первой женщиной после греха с запретным плодом. Соблюдение этой заповеди существенно влияет на «плодитесь и размножайтесь» А также — брит мила (обрезание крайней плоти у младенца на восьмой день жизни).

Так осуществляется брит — союз: мы вступаем в него, ограничивая одно из самых сильных вожделений. Ведь сказано: «Будьте святыми» (Ваикра,19:2), то есть ограниченными в тааве (Раши)!

И наше, еврейское, служение — поднять святость супружеских отношений до уровня Первого Человека после сотворения, до вкушения плода от древа Познания добра и зла! И, судя по делам праотцов, Йосефа-праведника, поколения Пустыни, и многих других праведников еврейского народа, такое возможно!

Рав Ицхак Зильбер.

Наш незабвенный учитель, рав Ицхак Зильбер (זצל) сделал неизмеримо много, чтобы наставлять евреев идти по пути святости. Неисчислимое количество бритов  по его инициативе, или с его участием и помощью, сохраненные семьи, рожденные младенцы, построенные миквы, уроки и статьи по этой теме, рассказы о людях, сохранивших верность заповедям «брит мила» и «таарат а-мишпаха» в условиях коммунизма и атеизма!

Один из них предлагаем вашему вниманию:

МИКВЭ НА ЕНИСЕЕ

В самом начале моей работы в ешиве среди учеников появился паренек, который показался мне лучше других: ему мало было учиться в ешиве, он еще по вечерам искал дополнительные занятия.

Как-то из Тель-Авива приехал его отец и привез с собой знакомого, которому нужно было сделать обрезание. Делали у меня, и оба остались ночевать. Я разговорился с отцом. Он рассказал, что совсем молодыми он с женой за ”сионизм” были на двадцать лет отправлены в Сибирь, на Енисей (не помню уже, в лагерь или в ссылку). Жена его была из верующей семьи, он тоже придерживался традиций.

Река Енисей покрыта льдом десять месяцев в году и лишь два месяца свободна ото льда. Так они с женой не прикасались друг к другу все десять месяцев, потому что жена не могла окунуться в миквэ. И только те два месяца, что Енисей освобождался ото льда, они были вместе. Так они прожили двадцать лет (в одной из своих книг я уже рассказывал об этой паре). Их единственный сын родился там, на Енисее.

Обрезание мальчику сделать было некому. Но отец не мог успокоиться. Он искал и искал моэля. И нашел! Нашел среди заключенных одного человека, который когда-то был моэлем. Конечно, у того руки там огрубели, после обрезания началось кровотечение, пришлось искать врача… Но обошлось, ребенок выжил.

Услышав это, я понял, что дало этому пареньку такую силу…

Сейчас родители живут в Бней-Браке, их сын — в Иерусалиме. Процветает. Он учит Тору и успешно зарабатывает: проектирует дома. У него восемь детей. Я недавно был на бар-мицве у его сына.  (Из книги «Чтобы ты остался евреем»).

На этом логично было бы завершить нашу  учебу, но трудно удержаться, чтобы не предложить статью Рава на тему еврейской святости всем, кому она покажется интересной, поучительной, поможет укрепиться в соблюдении заповедей:

 

По еврейскому закону, который называется законом о чистоте семейной жизни — таhарат-hа-мишпаха, половые отношения строго запрещены от начала менструации — включая последнюю ночь или сутки до ее предполагаемого начала — и вплоть до того, как женщина окунется в миквэ. Женщина в период менструации называется нида — «нечистая».

Иногда менструация происходит регулярно, через равные (двадцать пять — тридцать дней) промежутки времени, а иногда — с отклонением в несколько дней. Чтобы предвидеть ее начало, когда интимные отношения между мужем и женой запрещены, женщина должна знать этот цикл. Для его расчета существуют свои правила, которые можно узнать из книг о законах семейной чистоты.

Продолжительность менструации также неодинакова. Окончание ее определяется специальной процедурой на пятый день после начала или позже, если выделения еще не прекратились. Когда точно установлено, что месячные окончились, начинают отсчет семи чистых дней, а затем женщина окунается в миквэ и становится дозволенной мужу.

В Талмуде и во многих древних еврейских книгах сказано, что дети, зачатые в запрещенное для интимных супружеских отношений время, склонны к дерзости и нахальству, и наоборот — дети, рожденные в семьях, соблюдающих законы чистоты, обычно скромны, деликатны и вырастают хорошими людьми (конечно, при соответствующем воспитании).

Еврейские законы, регламентирующие нашу повседневную жизнь, вызывали интерес у непредвзятых ученых — несколько таких примеров мы приводили в главе «Шмини». Им хотелось найти объяснение практической пользы соблюдения правил, предписываемых Торой евреям.

Разумеется, медики не обошли своим вниманием и физиологическое явление, о котором мы говорим. Они нашли в законах Торы о ниде много ценного. Так, А. Кастнер в книге «Гинекология», отрывки из которой приводятся в брошюре «Между мужем и женой», изданной на иврите в Иерусалиме в 1983 г., и д-р Я. Смитлин в своем труде «Семейная чистота» (Нью-Йорк, 1936), говорят следующее: в выделениях половых органов женщины есть вещества, уничтожающие бактерии, но во время менструации эти вещества отсутствуют. Вместо них выделяются другие, не противостоящие микробам, а напротив — создающие для них питательную среду. Так как при менструации кровеносные сосуды в матке открыты, то они оказываются беззащитными перед любой инфекцией, которую могут передать и мужчине. Все возвращается в норму через десять-двенадцать дней. Сама природа убрала на это время естественный противоинфекционный барьер. Поэтому разумно в период месячных воздерживаться от половых связей.

К раку одинаково восприимчивы все народы, но рака полового органа у еврейских мужчин практически не бывает. Многие ученые объясняют это обрезанием, указывая на канцерогенное воздействие смегмы — выделений внутренней оболочки крайней плоти.

В начале шестидесятых годов впервые в Москве, в новом здании Московского университета, состоялся Всемирный съезд онкологов. С интересным обобщением выступили на съезде югославские ученые. По результатам обширных исследований они утверждали, что рак полового органа у мусульман встречается в сто раз реже, чем у христиан, а у евреев, соблюдающих религиозные законы, не встречается совсем, и объясняли это тем, что мусульмане совершают обрезание после достижения мальчиками тринадцатилетнего возраста, и этого времени достаточно, чтобы смегма могла оказать свое вредное воздействие.

В 1918 г. доктор Вейнберг из Вены обследовал 18.800 еврейских женщин. Среди них было обнаружено девять случаев рака шейки матки, то есть одно заболевание на 2090 женщин. И столько же случаев этого недуга пришлось на 990 неевреек — одно заболевание на 110 женщин.

Еще одно исследование распространенности рака шейки матки среди еврейских и нееврейских женщин: на 28.800 евреек — тридцать два случая — один на 900; на 2080 неевреек — тридцать три — один на 63, в четырнадцать раз больше (д-р Тейлгабер, «Гигиена у евреев», брошюра «Между мужем и женой»).

Старший врач-онколог больницы им. Монтефиоре в Нью-Йорке д-р Шмуэль Корман пообещал премию в сто тысяч долларов тому, кто приведет к нему еврейскую женщину, соблюдавшую законы семейной чистоты и заболевшую раком шейки матки. Это было в шестидесятом году. До сих пор никто к нему за деньгами не обратился.

Отметим, что в заболеваниях раком других органов тела между евреями и неевреями разницы нет. Тот факт, что еврейские женщины реже болеют раком шейки матки, пробовали объяснять тем, что еврейские мужчины делают обрезание. Но в Ливане, где часть мужчин (мусульмане) обрезаны, а часть (христиане) — нет, в обеих группах населения процент заболеваний этим видом рака одинаков. Это позволяет предположить, что от рака половых органов предохраняет именно соблюдение законов чистоты семейной жизни.

По данным проф. Лимбрози, случаи смерти от родов составляют 1%: у евреек и 4% — у неевреек; мертворожденные дети рождаются у евреек в 2,25% случаев и у неевреек — в 3,9% случаев.

Доктор Карпельд из Лондона находит, что всем народам мира было бы полезно принять еврейский подход к интимным отношениям мужчины и женщины: он безупречен с точки зрения гигиены. Подобное мнение высказывалось учеными не раз.

Вы можете спросить, почему эти правила, так же, впрочем, как и кашрут, целесообразность которого признают многие специалисты, не предписаны всем народам. Почему, если это так полезно для здоровья?

Потому что Б-г не дает медицинских рекомендаций. Отнюдь не все, что полезно, Тора возводит в заповедь. Есть действия, запретные для народа, которому Б-г велел быть святым. Другие же народы вправе, но вовсе не обязаны так поступать.

Законы чистоты семейной жизни — одна из важнейших заповедей Торы. Их нарушение приравнивается к нарушению поста в Йом-Кипур. Мы соблюдаем эти законы потому, что так нам велел Б-г, но никак не потому, что ученые это одобряют.

У каждой заповеди много причин, и явных, и скрытых. Одну из очевидных здесь назвал раби Меир. Почему, спрашивает он, Тора повелела, чтобы нида отдалилась от мужа (мужу сказано — «не приближайся», то есть даже не прикасайся к ней) на столько-то дней? Он не спрашивает, почему вообще предписано отдаление (это понятно, и такие правила есть у некоторых других народов), но — почему указан определенный срок? И отвечает: потому что муж привыкает к жене, и она может надоесть ему. Теперь же, отдалившись от него на время, она вернется к нему, как невеста в день свадьбы.

С одной стороны, звучит обидно — и для мужчин, и для женщин. В конце концов, отношения ведь бывают разные! Есть сильные чувства, которым, кажется, никакое привыкание не страшно. Но такова особенность мужчин: они — инициаторы отношений, и они же время от времени нуждаются в «автономном» существовании, без которого могут потерять интерес к жене.

С другой стороны, прочность и глубина чувств в еврейской семье — общеизвестны и поражают многих. Именно законы Торы позволяют супругам сохранять, постоянно обновляя, свежесть чувств.

То, что физическую близость следует регулировать, прерывая ее время от времени, понимают многие (например, американский психолог Дж. Грэй утверждает, что при нерегулируемой половой жизни пресыщение наступает месяца через три — «Мужчины с Марса, женщины с Венеры». Нью-Йорк, 1992), но в каком режиме, как часто и на какое время — знает только Тот, Кто нас создал. Ему ясны физиологические и психологические особен­ности и мужчины, и женщины. Он установил в заповедях Торы определенный режим, оптимальность которого подтверждает практика.

Я знаю много примеров выполнения законов семейной чистоты в тяжелых условиях.

Мне известны несколько случаев, когда люди, собираясь жениться, строили миквэ. Так сделал и я в Казани, объединившись с еще двумя молодыми людьми. И мы были не одни в стране. Знаю о женщине — враче из Таллина, в течение многих лет ежемесячно ездившей в миквэ в Ригу.

Помню, в начале сороковых годов у нас в Казани выходила замуж одна еврейская девушка. Бассейна для ритуального омовения в городе тогда не было, и она решила поехать в Москву, чтобы совершить твилу — окунуться в миквэ. Шла война, без командировочного удостоверения никуда не двинешься, но я давал тогда частные уроки дочери замдиректора завода, попросил — и мне выписали командировку на имя невесты. Девушка поехала, в дороге проверяли документы, она не смогла ответить на вопросы контролеров — и расплакалась! Кого в ту пору могли разжалобить слезы? Но именно с ней случилось чудо: ее пропустили. Даже подумать страшно, чем все это могло обернуться и для нее, и для заместителя директора, да и для меня тоже!

 

 

 

 

 


Оставить Комментарий