Рав Ицхак Зильберштейн»Алейну лешабеах»: Хаей Сара 5780
Написано в недельной главе: «И пришел Авраам скорбеть по Саре и оплакивать её»(Берешит,23:2-3). Учит Раши, «… что о смерти праматери Сары говорится непосредственно после попытки Авраама принести Ицхака в жертву. Из-за вести, что её сын предназначался для заклания и едва не был заколот, душа Сары отлетела от неё, и она умерла».
Мудрецы усмотрели духовный корень трагической смерти нашей первой праматери в конфликте троих: Сара — Агарь — Авраам.
После женитьбе праотца Авраама на служанке Сары, (которую именно она уговорила выйти замуж за старика), Агарь возгордилась, поднялась до небес в самомнении… и снизошла до злоречия о своей добродетельной госпоже!
Мидраш свидетельствует, что жена праотца Авраама отреагировала на это спокойно. Она сказала: «Зачем мне спорить с ней? Лучше я поговорю с Авраамом». После чего она пошла и пожаловалась мужу: «Храня молчание и не укоряя Агарь за то, что она оскорбляет меня, ты лишаешь свою законную жену защиты, которую обязан оказывать… Да рассудит нас Ашем!»
Поскольку Сара сказала: «Да рассудит нас Ашем«, она не дожила до возраста ста семидесяти пяти лет, как Авраам, а умерла сорока восемью годами раньше. Всякого, кто, подобно праматери Саре, требует от Ашема суровой справедливости по отношению к другим людям, на Небесах ожидает точно такой же строгий и нелицеприятный суд.
Рав Ицхах Зильберштей в книге «Алейну лешабеах» приводит рассказ одного из своих многочисленных посетителей, чуть было не совершившего роковую ошибку по
отношению к этому правилу:
«Случай с одним человеком, пришедшим ко мне и поведавшим, с большой душевной горечью и досадой, о той обиде, которую нанес ему служащий налогового ведомства.
Посетитель рассказал, что ему ошибочно высчитали общий годовой доход, а это повлияло на возврат денежной суммы в налоговое ведомство в солидном размере! По его мнению, служащий масахнасы непростительно ошибся и не очень торопился это признать…
Поэтому, пострадавший решил «передать разбирательство» в Небесный Суд, чтобы там воздали его обидчику по заслугам!
Я сказал ему, что такие вещи евреям запрещены, и в пример привёл комментарии Бааль-а-Турима на стих Торы «… и пошел Авраам оплакивать — לבכתה- Сару…» В том слове буква «хаф» меньших размеров. И здесь намёк на то, что она пожелала искать справедливость в Небесном Суде…
Отсюда учим, что так поступающий, — наказывается первым — ведь она своими словами «притянула» к себе смерть…
Правда, Баль-а-Турим указывает ещё на одну причину написания буквы «хаф» уменьшенной, а именно: «… написание маленького «хафа» можно объяснить тем, что праотец Авраам плакал о умершей жене сдержанно, без особых эмоций, по причине её старости…»
Но как бы там ни было, осторожность в спорных вопросах не помешает: ведь праматерь Сара была пророчицей, она помогла пройти гиюр большому множеству женщин, и её ошибка кажется столь незначительной, но тем не менее Небесный Суд был с ней суров!
Поэтому не стоит обижаться на служащего налогового ведомства, и тем более желать ему справедливого наказания. Лучше молча принять на себя испытания, и попытаться выйти из них с помощью молитвы и раскаяния! Ведь за каждым человеческим деянием стоит Создатель. А служащий — всего лишь исполнитель Его Воли. Когда человек взывает к Справедливому Суду, он отрицает тот факт, что случившееся — это… и есть Суд Справедливости! И он его игнорирует!
Талмуд в Трактате «Бава Кама» подчеркивает мысль, что взывающий к Небесному Суду, может быть наказан лишь в том случае, когда существует земной суд, где бы он мог попытаться добиться справедливости. (Во времена праматери Сары действовал Суд Шема, и она должна была туда обратиться!).
Поэтому и посетитель, который жаловался на служащего налогового ведомства, мог поискать другой путь урегулировать свой конфликт… чтобы не стать наказанным прежде него…»