Живая Тора. Учеба с равом Ицхаком Зильбером: Хаей Сара 5780
Казалось бы, глава «Хаей Сара» — одна из самых печальных глав Торы, так как написано: «И была жизнь Сары: сто лет и двадцать лет и семь лет, — годы Жизни Сары. И умерла Сара в Кирьят Арба, он же Хеврон, на земле Кнаана…» (Берешит, 23: 1-2). И если, по логике вещей, кого-либо огорчила смерть праматери Сары, то недоумение от названия главы, где говорится о жене Авраама-авину, её смерти и похоронах, как бы «отодвигает»огорчение в сторону. Потому что говорится о жизни той, кто умерла! Более того, годы жизни разделены на три отрезка (100, 20, 7) и, чтобы узнать её продолжительность нужно сложить эти цифры: (100 плюс 20 плюс 7 =127).
Раши объясняет почему существует подобное разделение:
«Слово «шана» (год), стоит после каждого периода, тем самым говоря тебе, что каждый из них нужно толковать в отдельности: в сто лет (она была) как двадцатилетняя (чиста) от греха. Как двадцатилетняя не грешна, потому что (по возрасту еще) не подлежит наказанию, так и столетняя безгрешна. А в двадцать лет (она была) прекрасна, как в семь лет». И добавляет: » Все они (годы — Й.С.) были в равной мере добрыми.»
И трудно понять, что Раши здесь подразумевает? Может быть, великий комментатор хочет на примере жизни Сары-имейну доказать истинность принципа «Все, что ни делает Всевышний — к добру?!»Направим свои размышления по этому пути. Долгие годы она безнадежно не могла стать матерью, а Авраам — отцом. Но это оказалось хорошо для их будущего сына, родители которого совершенно очистились от идолопоклонства!
Она убеждает Агарь и Авраама стать мужем и женой, а в результате — бывшая служанка, возгордившись, стала распространять о ней злоречие. Но и здесь, все оказалось ей к добру, так как сам Всевышний наставил Авраама: «Все, что скажет тебе Сара, её слушайся…»
Сару-имейну забирают в гарем фараона, но оттуда она выходит победительницей, оставшись верной, законной женой теперь баснословно богатого человека! Примерно то же происходит после попытки Авимелеха, царя Герара, «жениться» на ней!
Ну и сама смерть от Б-жественного поцелуя, захоронение в Махпеле рядом с Адамом и Хавой, эспед Авраама, — венчают эти сто двадцать семь прекрасных лет, отпущенных душе нашей первой праматери!
Еще несколько слов о ста двадцати семи годах от рабби Акивы Эйгера (זצל):
«Есть мнение, что Авраам-авину открыл для себя Творца в три года. А есть — что в сорок восемь лет. Если пойдем по второму мнению, тогда — в сорок восемь лет он, как бы, родился заново, как новое творение. То есть, с ним произошло то, что будет происходить со всеми герами. Итак, с Б-гом ходил Авраам все оставшиеся годы своей жизни, а именн0: 175 — 48 =127. Сара-имейну, в отличие от мужа, с Б-гом была все годы своей жизни! (127 лет!).
Ну а теперь, слово раву Ицхаку Зильберу (זצל):
От р. Авраама Коэна, автора сборника рассказов и воспоминаний «Рав Ицхак»:
«… У Рава была интересная черта: когда у него было плохое настроение и случалось что-то, он умел себя развеселить, «завести». Мы ехали обратно (после неудачной попытки пообщаться с одним мальчиком, который перестал ходить в школу — Й.С). Он движением руки смахнул со своего лица растерянное выражение и начал:
— Почему написано: «И были годы жизни Сары семь лет, и двадцать лет, и сто лет — годы жизни Сары»? Зачем повторяется два раза «годы жизни Сары»? Раши объясняет, что они были одинаково хороши. Что значит «одинаково хороши»?
Я скажу тебе мой собственный друш.
Моя жена работала в столовой ешивы «Мир»: раскладывала порции и раздавала их в субботу, убирала и мыла посуду…
Когда мы приехали в Израиль. нам надо было женить детей, так она работала тяжело — несколько лет мы ни одной субботы вместе не провели. И дети были в субботу либо по семьям, либо ходили в ешиву кушать.
Вместе с ней работала одна женщина, которая всегда была недовольна и приговаривала:»Работы много, а платят мало!»
А другая женщина, которая работала с ними, наоборот — радовалась: «Я в России работала тоже в столовой, в студенческой. Там чего только не было: и мат, и драки, и битье посуды… А здесь — я делаю ту же работу, а сколько радости — еврейские мальчики, все вежливые, спасибо говорят, да еще и за собой стараются убирать…»
Рав Ицхак продолжил:
-У Сары была очень тяжелая жизнь.Трудно представить себе ее жизнь — очень долго не было ребенка, ее хватали то фараон, то Авимелех, насмешки, и главное — бесконечные переезды, переезды, переезды… Месяца три пожили на одном месте, — и гости постоянно, надо всех накормить, чистую постель постелить, постирать, поухаживать, — а потом снова собираться и переезжать. Тогда ведь не было грузовиков — надо было все собрать, упаковать, на ослов погрузить, и потом самой трястись на верблюде или на осле под палящим солнцем. А муж? Постоянно приводит гостей, и — переезды, переезды, переезды… А Сара всегда с улыбочкой, довольная, радостная.
Это и значит — «одинаково хорошие годы». Всю жизнь она была довольна. Главное — как к жизни относиться. А та: «Работы много, а денег — мало», закончил рав Ицхак, и начал заразительно смеяться, передразнивая: «Работы много, а денег — мало!»
У Зильберов был пример праотцов, как себя вести с гостями. Вспоминает р. Яков Цацкис:
«Гита, его жена, была святой человек, как она выдерживала его? Он вечно хотел ко всем забежать, всем помочь. Она была более земная. Он говорил:
-Я приведу тебе двух мальчиков.
Она отвечает:
-Хорошо.
И готовит еду соответственно — еще две порции.
Но когда он приводил десять мальчиков, то она оставалась без еды, потому что ей надо было их накормить. «Нормальная» жена, конечно, не воспринимала это хорошо… А она — ничего. Приводить к себе по десять человек?! У него не было виллы с огромным количеством комнат, и еще надо всех накормить, напоить, а часто и спать оставить!
Как-то перед Песахом я к ним захожу, она разделывает кур и говорит:
-Я готовлю, а сколько будет человек на седер — даже не знаю!
Я помог ей почистить и разделать рыбу к празднику. Она одобрительно посмотрела на меня… Представьте себе, какая женщина хотела бы , чтобы к ней домой всегда приходили чужие люди? А она всегда поддерживала его во всем» (Из книги «Рав Ицхак»)