Рав Ицхак Зильберштейн «Алейну лешабеах»: Ваигаш 5780
Уже двадцать два года праотец Яаков погружен в безутешную печаль. Не проходящая скорбь по пропавшему Йосефу разлучила его на это время со Шехиной.
Понятно, что такое его состояние порождает нелегкое испытание, которое так неожиданно обрушилось на растущую семью Яакова-авину. И заключается оно в том, сумеют ли его дети и внуки остаться верными идеалам Б-жественной истины, когда глава семьи, праотец Яаков, не может быть их наставником, учителем и духовным руководителем! По причине, что он — скорбящий.
И хотя, он по-прежнему руководит семьей — распоряжается спуститься в Мицраим за хлебом, поначалу удерживает Биньямина, а потом, все же, отпускает его, — все эти действия — продолжение (по инерции) того состояния, когда с ним находилась Шехина до потери Йосефа…
И доказательством этому служат те долгожданные перемены, которые происходят с ним, начиная с того момента, когда чуткая Серах поет ему свою песню: » Мой дядя Йосеф по-прежнему жив; он владыка всего Мицраима!» (Мидраш «Берешит раба«).
Продолжает Мидраш, и сообщает нам, что Яаков-авину жадно вслушивался в её слова и наслаждался прелестной музыкой.
«Да будешь ты благословенна, Серах, — сказал он внучке. — Ты вернула к жизни мою душу. Да продлится твоя жизнь вечно!» И это благословение — на уровне Руах-а-кодеш, который возвращается к нашему праотцу Яакову! Что это так — свидетельствует Мидраш, сообщая нам: «Благословение Яакова сбылось. Серах дожила до времен царя Давида и вошла в число тех праведников, которые попали в Ган Эден живыми!» (Берешит раба).
Тора добавляет нам еще одну причину, по которой ожила душа Яакова-авину:
» И известили его, сказав: «Йосеф еще жив, и он владычествует над всей землею Египетской. И сердце его смутилось, ибо он не верил им… но когда увидел он повозки, которые прислал Йосеф, чтобы везти его, ожил дух Яакова, отца их» (Берешит, 45:27).
«Волнующий сердце вопрос был задан мне в связи с помолвкой одной девушки…
Эта невеста жила со своим отцом-вдовцом. Он воспитал её один чуть ли ни с младенческого возраста. Незадолго до того, как его дочь обручилась, получил отец страшную весть от врачей, что он болен тяжелой болезнью. Поразмыслив над этим, мужчина обратился к дочери с просьбой отложить свадьбу, как минимум, на один год, так как он страшился одиночества: выйдя замуж, невеста переедет в новую квартиру, оставив отца без помощи, один на один с прогрессирующей болезнью!
Девушка пришла ко мне с вопросом: как ей поступить? Я поинтересовался мнением жениха по этому поводу. Невеста сказала, что он посоветовал ей обратиться к раву и поступить по его решению. Святой народ — евреи!
Проанализировав ситуацию, я сказал девушке, что она должна послушаться отца, так как его просьба справедлива. Тем более, что она молода, и отодвинув свадьбу на год, только выиграет, если с уважением отнесется к любящему её человеку. К тому же, нет у неё заповеди «плодиться и размножаться», как у её жениха, а уважать отца — предписание Торы!
Более того, выйдя замуж, она «освободится» от заповеди «уважать родителей», так как прилепится к своему мужу. И это беспокоило отца невесты, который понимал, что замужество дочери, разлучит их в прямом смысле этого слова.
Поэтому, и предложил ей уважить просьбу папы.
Однако, понимая что отношения жениха и невесты, мужа и жены — вопросы не простые, корни решений которых в Небесах, я решил проконсультироваться со своим ближайшим родственником, одним из мудрых и авторитетных руководителей нашего поколения, равом Хаимом Каневским.
Внимательно выслушав мои доводы, глава поколения, согласился, что в целом, мое решение верное. И с точки зрения закона, так и надо поступить. Однако, есть еще одна важная деталь, которую следует обязательно учесть. Он сослался на Мишну трактата Макот, в которой говорится, что убивший непреднамеренно еврея, должен скрываться в городе-убежище до смерти Первосвященника. Поэтому матери Первосвященников дарили убийцам подарки, чтобы они не молились за скорую смерть их сыновей!
Так же и в нашем случае: если отодвинуть свадьбу девушки больного отца, ответив на его просьбу, — значит поставить жениха перед испытанием не молиться за его смерть, которая приблизит их свадьбу!
И кто скажет, что юноша не будет в такой ситуации (с отложением свадьбы на год ) молится за смерть отца невесты. Ведь допускали матери коаним, что, несмотря на величие их сыновей, непреднамеренные убийцы, могут молиться о их смерти. Тем более простой еврей, вряд ли удержится, чтобы не молиться о смерти будущего тестя…»
Рав Каневский предложил мне поговорить с отцом девушки, чтобы убедить его не препятствовать свадьбе дочери.
Я пришел к этому человеку и осторожно начал обсуждать ситуацию его дочери-невесты. Сказал, что она молится за выздоровление отца, а когда выйдет замуж, к ней присоединится её муж-праведник, который добавит к её молитвам об отце и свои молитвы за выздоровление тестя! И чтобы угодить жене, он также присоединится к ней по уходу за отцом!
Мои слова «оживили дух» больного, и он согласился на свадьбу дочери, которая состоялась в назначенное время, и прошла успешно и благословенно!»